Весь мир сегодня переживает глобальный упадок. Целые отрасли остановили работу под влиянием внешнего фактора, предотвратить разрушительные последствия которого не по силам ни центральным банкам, ни государствам.
Кризис такого масштаба сложно сравнивать с другими событиями как неоэкономики, так и обозримой экономической истории в целом, поэтому эксперты затрудняются прогнозировать его развитие и давать оценки длительности спада. По их предположениям, мы находимся лишь на начальном этапе и это самое подходящее время, чтобы задуматься об инвестициях или как минимум о сохранении собственных средств.
Тем, как защитить от последствий кризиса свои финансы и даже заработать в кризис, с "ДП" поделился Олег Кочиерь, трейдер компании 8848 Invest, которая специализируется на управлении цифровыми активами и клиентские портфели которой на пике кризиса работают с минимальным бета-коэффициентом, опередив основные защитные активы, в частности золото, в среднем на 1%.
По прогнозу специалиста, доллар потеряет свою роль защитного актива. "Ещё осенью прошлого года Федеральная резервная система США в рамках политики "количественного смягчения" начала экстренные вливания денежных средств в рынок репо. Этот рынок банки используют для предоставления и получения краткосрочных кредитов, — говорит он. — В условиях кризиса, последовавшего за пандемией COVID-19, объёмы долларовой эмиссии нарастают. Анонсированы программы помощи населению и бизнесу на $2 трлн. В итоге нас ждёт девальвация доллара и инфляция большинства традиционных активов".
Для понимания масштабов катастрофы Олег Кочиерь приводит графики, которые указывают на вероятный рост баланса ФРС по отношению к ВВП США к концу 2020 года с 20% до 40–50%, что может привести к "цунами" ликвидности.
В обычных условиях на рынке есть большой выбор финансовых инструментов, подходящих под любую инвестиционную стратегию. Но в кризис выбор надёжных активов ограничен.
Например, эксперт считает, что государственные облигации и корпоративные долги в новых условиях мало подходят на роль защитного актива. Есть некоторый выбор государственных долговых обязательств с защитой от инфляции. "Помимо ожидаемых банкротств компаний и правительств в условиях инфляционного давления, существует высокий риск отрицательных реальных ставок на долговом рынке, — рассуждает Олег Кочиерь. — В нынешних условиях стоит ожидать, что лишь немногие инструменты будут иметь реальную положительную доходность. Однако затраты на поиск таких инструментов и риски перекрывают их предполагаемую доходность".
Перспективы фондового рынка, по мнению эксперта, также неоднозначны. Не секрет, что сильнее других от карантина страдают сфера авиаперевозок и HoReCa, поэтому для инвестиций акции таких компаний не подходят. Эксперт прогнозирует длительное восстановление этих сегментов по истечении карантинного периода, предприятия могут возобновить свою деятельность, имея долги и проводя дополнительные эмиссии для пополнения капиталов: "Грядёт череда банкротств, национализаций и поглощений".
Производители туалетной бумаги, консервов и гигиенических препаратов после окончания пандемии, считает Олег Кочиерь, упадут в стоимости, несмотря на впечатляющие результаты, которые они демонстрируют сейчас.
Кроме того, будущему инвестору следует помнить, что не все активы могут наращивать прибыль без значительных затрат. По словам специалиста, в условиях потенциального ускорения инфляции вероятность банкротств компаний, которые вкладываются в своё развитие и расширение, выше.
"В целом компании с высоким долгом и отсутствием кеша на балансе обанкротятся либо станут объектами недружественного поглощения. Легче всего кризис переживут американские IT-гиганты — Apple, Microsoft, Alphabet, Nvidia, Facebook".
Принимая во внимание падение рынка нефти, самыми привлекательными товарными активами он считает золото и злаки, отмечая, что их рост ограничен регулированием.
Подводя итог, Олег Кочиерь отмечает, что итогом кризиса станет новый толчок к росту криптовалют: "Это новый рынок, который имеет низкую степень корреляции с другими инструментами, базирующийся на дефляционной модели экономики, на котором пока не надут пузырь ликвидности". По его мнению, рост спроса на цифровые валюты и расширение криптовалютой индустрии приведут к ускорению процесса становления новой цифровой экономики.