Петростат опубликовал ключевые экономические показатели Петербурга за апрель, когда в городе были введены серьёзные ограничения для бизнеса. Это первая официальная оценка "масштаба бедствия" в экономике. Оказалось, что в отдельных сферах город пострадал даже больше, чем страна в целом.
Доклад о социально-экономическом положении Санкт-Петербурга в январе — апреле 2020 года был опубликован накануне вечером, одновременно с аналогичной публикацией Росстата о положении всей России. В результате выяснилось, что индекс промышленного производства в Петербурге упал в апреле на 20,4%, в то время как по стране — лишь на 6,6%. Это оборотная сторона ситуации, при которой в периоды экономического роста промышленность Петербурга росла быстрее промышленности России.
"У нас очень большой объём добавленной стоимости. Если пострадали, например, спуски кораблей, выпуск машин и т. д., то есть сферы, в которых мы занимаем до 90% общероссийского разделения труда, то это понятно", — комментирует президент Высшей экономической школы в Петербурге Александр Ходачек. Значительная часть промышленных предприятий Петербурга, как и всей страны, не работала в первую неделю апреля.
Оборот всех организаций в Петербурге упал на 36,2%. При этом оборот оптовой торговли потерял 18,1%, розничной — 28,7%. В последней почти не пострадала торговля продуктами питания, она снизилась всего на 4,1%, так как продовольственные магазины работали весь апрель. Оборот по непродовольственным товарам потерял 42%.
Общепит сократился на 54,4%. Это можно было бы назвать аномально оптимистической оценкой, так как в апреле имели право работать лишь производственные столовые. Кроме того, разрешалась продажа блюд навынос, однако, как говорят рестораторы, это всего лишь около 10% былых оборотов. Разгадка, судя по всему, в методологии подсчёта: Петростат учитывает не только сам общепит, но и торговлю готовой кулинарной продукцией в магазинах.
Объём платных услуг населению сократился на 36,2% — сфера услуг опять же была на карантине.
Официальный статус безработного в апреле получили 18,7 тыс. петербуржцев. Для сравнения: в 2019 году максимальный прирост безработных не превышал 4 тыс. в месяц. Общее же число официальных безработных выросло за год в 2,3 раза — до 70 тыс. человек. Таким образом, уровень безработицы составил 1,1%. Годом ранее этот показатель был равен 0,5%. Также сообщается, что в апреле на одну имеющуюся в городе вакансию приходилось 2,2 незанятого петербуржца.
Индекс потребительских цен в апреле составил 100,7%. При этом лидерами роста цен стали продукты, считающиеся у населения противовирусными: лимоны (в 3,1 раза), лук (в 1,7 раза) и чеснок (на 31,1%). Цены на имбирь, подорожавший ещё сильнее, Петростат не отслеживал.
Некоторые показатели Петростат дал только в целом за 4 месяца (с января по апрель). Но и они впечатляют: сальдированный финансовый результат организаций снизился на 59,9%. А число убыточных организаций выросло на 12,7%.
Вместе с тем некоторые показатели в апреле выросли. Это, в частности, объём строительных работ (на 9,6%), объём услуг по транспортировке и хранению (на 4,2%) и объём услуг в сфере телекоммуникаций (на 6,6%). Стройки в апреле не останавливались, а расходы на связь в условиях удалённой работы ожидаемо выросли.
Положительно карантин сказался и на безопасности. В апреле число ДТП в Петербурге снизилось вдвое, как и число пострадавших в них. Правда, число погибших осталось на прежнем уровне. На 15,9% с января по апрель сократилось число преступлений.
Александр Ходачек называет эти цифры вполне ожидаемыми, но считает, что оценить масштаб кризиса можно будет по итогам первого полугодия. "Насколько всё упало, будет ясно по итогам 6 месяцев, — говорит он. — Потому что есть очень большая инерция, есть товарные запасы, есть предприятия, которые не сразу перешли на полузакрытый режим. А некоторые потом стали открываться".