Российское правительство направляет 25 млрд рублей на поддержку автопрома. "ДП" разбирался, помогут ли эти средства петербургским дилерам и производителям.
Мер по поддержке автопрома участники рынка ждали с самого начала пандемии. Уже в апреле продажи новых легковых автомобилей в России рухнули на 2/3, а автопроизводители не исключали сокращений персонала и остановок конвейеров. В мае, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых автомобилей в России продолжили падение, сократившись на 51,8%, до 63 033 штук. В Минпромторге не ожидают скорого восстановления рынка: по оценке министра Дениса Мантурова, снижение объемов производства и продаж автомобилей в России по итогам 2020 года составит от 15 до 30%.
Средства в рамках господдержки отечественного автопрома планируется направить в том числе на закупку машин скорой помощи (5 млрд рублей), льготный автолизинг (6 млрд), льготное кредитование (7 млрд) и на программу аренды автомобильной техники (2,5 млрд рублей).
Некоторые из этих программ существовали и раньше, но были обновлены. В частности, для льготного автокредитования выросла максимальная стоимость автомобиля (с 1 млн до 1,5 млн рублей) и расширена аудитория. А программа "Семейный автомобиль" стала доступна для пар с одним ребенком.
Реестр расширят
По данным участников рынка, список автомобилей, доступных к покупке со скидкой благодаря господдержке, еще будет корректироваться. Сейчас в нем девять брендов (УАЗ, Lada, ГАЗ, Renault, Chevrolet Niva, Volkswagеn, Skoda, Kia и Hyundai). Предположительно, из автопроизводителей, имеющих заводы в Петербурге, в список войдет не только Hyundai (с моделями Kia Rio, Hyundai Creta и Solaris), но и японский Nissan (правда, только с кроссовером Qashqai). Петербургский же завод Toyota, выпускающий Camry и RAV4, не вписывается в требования о цене не выше 1,5 млн рублей за автомобиль.
По данным российского представительства Nissan, продажи автомобилей бренда по льготным госпрограммам в России составили 0,7% в 2019–м и 0% в 2020–м. В прошлом году отличные от нуля цифры обеспечило льготное автокредитование физлиц на покупку модели Terrano (выпускается на заводе "Автофрамос" в Москве). В компании ожидают включения Terrano и Qashqai в обновленную госпрограмму.
"К сожалению, господдержка осуществляется избирательно по ценовому параметру, несмотря на то что все модели, производимые на заводе в Санкт–Петербурге, соответствуют локализационным требованиям. На наш взгляд, уже давно назрела необходимость поднять ценовую планку на автомобили, участвующие в программах, до 2–2,5 млн рублей", — рассказали "ДП" в пресс–службе российского представительства автоконцерна.
В Nissan также ожидают дополнительных мер поддержки со стороны государства. "Среди них хотелось бы отметить программу обновления парка, уже зарекомендовавшую себя, а также возможность использовать налоговый вычет и материнский капитал при покупке нового автомобиля", — отмечают в пресс–службе Nissan.
По оценке "Хендэ Мотор СНГ", в 2019 году 30% проданных в кредит автомобилей Hyundai пришлось на программы "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль" (всего было выдано более 20 тыс. кредитов). За первые 5 месяцев 2020 года уже выдано более 8 тыс. таких кредитов (41% от всех "кредитных" авто). "С июня мы ожидаем увеличения доли льготных кредитов еще на 10–15% ввиду существенного улучшения условий программы", — говорит руководитель группы по связям с общественностью "Хендэ Мотор СНГ" Юлия Тихонравова.
По ее словам, программа очень важна для поддержки рынка и будет способствовать росту продаж. "Но не менее важно, чтобы она действовала на постоянной основе, как минимум до конца года. Это позволит сгладить колебания и стабилизирует рынок", — добавляет Юлия Тихонравова.
В пресс–центре АвтоВАЗа отмечают, что расширение мер поддержки российского автомобильного рынка позволит нивелировать влияние ограничительных мер.
На сколько хватит денег
В ГК "Аларм–Моторс" прогнозируют, что объем выделенного бюджетного финансирования госпрограмм может завершиться к концу лета. За этот период в Санкт–Петербурге по ним может быть продано порядка 10 тыс. автомобилей, а в России — около 100 тыс. "Но авторынку нужна долгосрочная поддержка как минимум до середины следующего года", — полагает гендиректор группы Роман Слуцкий.
По оценке заместителя начальника управления продуктовой политики департамента автокредитования Русфинанс Банка Алексея Бессонова, всего на программы льготного автокредитования с учетом дополнительных 7 млрд рублей в 2020 году выделено 17 млрд рублей. "Ожидаем, что в текущих условиях увеличенного бюджета госпрограмм будет достаточно до конца года, а общее количество автомобилей, приобретенных по ним, составит 180–200 тыс. На долю Петербурга обычно приходится не более 10%", — говорит он.
Что касается лизинга, то, по оценке финансового директора финтех–маркетплейса VR_Bank Романа Ромашевского, до кризиса он рос примерно на 11% в год, в первую очередь за счет автотранспорта — лизинга с господдержкой (на 20%). "Объем нового рынка по грузовым и легковым автомобилям составил более 530 млрд рублей. С учетом снижения ставки ЦБ на оставшееся полугодие дополнительная субсидия в 6 млрд рублей выглядит достаточной суммой", — говорит Ромашевский.
Максим Агаджанов, генеральный директор "Газпромбанк Лизинг", отмечает, что 6 млрд рублей на льготный автолизинг позволит дополнительно реализовать 19,5 тыс. автомобилей.
"Это окажет существенную поддержку авторынку, обеспечит загрузку заводов необходимыми объемами и сохранит рабочие места, то есть господдержка выполняет не только экономическую, но и социальную роль", — считает эксперт.
Из 1,5 млн автомобилей, выпущенных в России в 2019 году, на долю Санкт–Петербурга пришлось 372 тыс. (около 25%). По оценке доцента кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Артема Голубева, город окажется в числе основных пострадавших от текущего кризиса, поэтому он наиболее заинтересован в программе помощи со стороны государства.
Однако объем госпомощи в 25 млрд рублей может лишь частично сгладить негативные последствия кризиса.
"Сокращение производства автомобилей все равно будет существенным. Переориентироваться на экспорт, увеличив его в 2020 году, вряд ли возможно: спад в потреблении новых автомобилей, вероятно, будет наблюдаться по всему миру", — говорит Артем Голубев. Он напоминает, что в 2018 году на поддержку автопрома было направлено более 35 млрд рублей, в 2017–м — 62,5 млрд, а в 2016–м — рекордные 138 млрд рублей.
"Объем продаж новых автомобилей в России и до текущего кризиса был далек от того же 2013 года. Основная проблема — отсутствие роста реально располагаемых доходов граждан с 2014 года, то есть седьмой год подряд. Поэтому, даже если экономика России выйдет из кризиса уже в 2021 году и тогда же начнется рост доходов, на возврат к объемам потребления новых автомобилей уйдут годы", — резюмирует Голубев.
“
В 2019 году объем новых договоров автолизинга только для малого и среднего бизнеса составил 795 млрд рублей. Это значит, что при среднем сроке договора 48 месяцев предпринимателям нужно выплачивать минимум по 16,56 млрд рублей ежемесячно. На этом фоне государственная поддержка в объеме 6 млрд рублей выглядит скромно. В такой ситуации драйвером рынка будут закупки парка машин государственным сектором. Влияние же на коммерческий сегмент окажется незначительным. Скорее всего, ухудшение ситуации в экономике продолжит оказывать давление на все сегменты лизингового рынка и повлечет его сокращение в России на 15–20% по итогам 2020 года после 4 лет роста. Аналогичная ситуация будет наблюдаться в том числе и на рынке Петербурга и Ленобласти.
Антон Редько
Основатель платформы страхования для грузовиков Mustins.Ru
“
Меры господдержки помогут, но не сильно в общем контексте падения продаж. Понятно, что для кого–то скидка на покупку нового автомобиля от государства является важным фактором. Но и без нее большинство людей, отложивших покупку, все равно пришли бы в салоны за машинами. Скорее, это поможет нарастить долю на рынке моделям автомобилей, включенным в программу господдержки. При прочих равных будут выбирать их, а не конкурентов, которые стоят чуть больше 1,5 млн рублей. Тем самым власти обеспечивают загрузку производственных мощностей российских автозаводов и поставщиков компонентов.
Евгений Еськов
Ведущий эксперт аналитического агентства "Auto–Dealer–СПб"