Кировский район Ленобласти хочет потратить 313 млн рублей на общественный транспорт. Цена огромная, подрядчик неожиданный.
Согласно конкурсной документации, перевозчик должен обслуживать 26 муниципальных маршрутов с 1 июля 2020 года по 30 июня 2025 года. Для этого ему понадобится девять автобусов малой вместимости, которые на втором году работы нужно заменить на новые. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 313,4 млн рублей, что очень много, полагают участники рынка.
"За новейшую историю только Кингисеппский район проводил аукцион на деньги (обычно в закупках Ленобласти на транспортное обслуживание действует принцип перекрестного финансирования с прибыльными и убыточными маршрутами, поэтому НМЦК минимальна. — Ред.), на год он закладывал 44 млн рублей на все свои маршруты. Если умножить на 5 лет, то будет чуть больше 200 млн рублей. Сумма 313 млн рублей — беспрецедентно большая", — прокомментировал "ДП" источник в правительстве Ленобласти.
Местные власти объясняют такую НМЦК убыточностью муниципальных маршрутов.
"Раньше они были в структуре областного конкурса, где объединялись прибыльные и убыточные маршруты. Муниципалы за это не платили. Областным властям отошли региональные, рентабельные, перевозки, а местные маршруты, убыточные, остались нам. Людям нужно обеспечить транспортное сообщение, хоть автобус и пустой будет ходить. С учетом сокращения доходов и расходов из–за коронавируса для муниципалитетов это губительно", — пояснил "ДП" глава Кировского района Ленобласти Андрей Гардашников, отметив, что цена конкурса обоснованна.
По новым правилам
До 2015 года, пока не придумали 220–ФЗ "Об организации регулярных перевозок", областные чиновники заключали договоры на транспортное обслуживание без проведения конкурсных процедур, и какие–то муниципальные маршруты действительно в них входили. После 5 лет переходного периода, с 13 июля 2020 года, полномочия между разными уровнями власти должны быть окончательно разделены: муниципальные власти занимаются маршрутами внутри районов, областные — смежными межрегиональными и межмуниципальными. Поэтому управление по транспорту Ленобласти к этому сроку переиграло всю свою маршрутную сеть.
Сложные критерии
Кировский район после нововведений впервые разыгрывает свои маршруты. Участники рынка полагают, что документация к конкурсу имеет ряд требований, которые не выдвигают даже более серьезные заказчики.
"Вероятно, документация ориентирована на конкретного перевозчика. Например, требования по опыту работы выше, чем в Петербурге. Нужно 15 лет опыта, а не 10, и данные по аварийности за последние 2 года, а не меньше. Если внимательно читать договор, то 30% выигранной сети необходимо отдать на субподряд субъектам малого предпринимательства. Странно, что оцениваются одни, а работают дальше другие", — рассказал один из областных перевозчиков.
Компания "Транс–Балт" (входит в холдинг "Питеравто") усмотрела в конкурсной документации неравномерную шкалу оценки показателей: установлена непропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями. Перевозчик подал соответствующую жалобу в УФАС региона, отмечая, что документация нарушает принципы открытости и прозрачности закупок, однако позже почему–то отозвал ее. Впрочем, Андрей Таймасханов, гендиректор транспортной компании "Невская линия", которая давно работает в Кировском районе и обслуживает здесь муниципальные маршруты, не считает, что документация составлена под конкретного перевозчика. В беседе с "ДП" он также отметил, что 313 млн рублей для обслуживания убыточных маршрутов не так уж и много.
Сюрприз на рынке
Многие участники рынка, опрошенные "ДП", полагали, что победителем конкурса станет именно компания "Невская линия", имеющая, по их словам, поддержку местной власти. Однако победила неожиданно для них ИП Иванова Ольга Ивановна, про которую на рынке перевозок никто ничего не слышал. По данным сайта госзакупок, всего было подано три заявки, две из которых по тем или иным причинам признали не соответствующими требованиям и отклонили. Данные об участниках не опубликованы, но, по сведениям "ДП", намерение побороться за выгодный лот было у "Транс–Балта" и "Невской линии". ИП Ольга Иванова скинула всего 438 тыс. рублей от НМЦК. Какие суммы предлагали другие, неизвестно.
С большой долей вероятности можно предположить (ИНН не опубликован), что Ольга Иванова была зарегистрирована как ИП 13 мая 2020 года. Согласно данным из открытых источников, она же с февраля текущего года является учредителем ООО "Велес", где гендиректором выступает Шторм В. А.
Он владеет 14,28% транспортной компании "Невская линия". Вероятно, именно этот перевозчик будет работать на субподряде с Ивановой, если с ней заключат контракт.
В администрации Кировского района итоги конкурса пока не комментируют, поскольку контракт еще не подписан. Одним из его требований, напомним, был 15–летний опыт. Возможно, итоги конкурса будут обжалованы.