В Петербурге снова снимают кино. С началом режима самоизоляции съемочные группы телесериалов, игровых и документальных картин были вынуждены зачехлить камеры. В начале мая Роспотребнадзор выпустил набор рекомендаций по безопасной организации процесса съемок. А к началу лета появились официальные разрешения региональных подразделений ведомства, в том числе и петербургского. Сейчас студии срочно пытаются вернуться в рабочий ритм (традиционный летний съемочный сезон должен быть уже в разгаре). Вынужденная пауза далась индустрии нелегко.
В деревню, в глушь!..
"К сожалению, “киношный” ОКВЭД не вошел в число пострадавших отраслей. Наша компания была вынуждена серьезно сократить штат. Это отразилось и на индивидуальных предпринимателях или самозанятых, которые работают с нами, и на тех творческих или технических работниках, которые заняты в проектах по разовым договорам. Наверстать эти потери будет очень сложно, так как уже понятно, что объемы производства будут меньше", — рассказал "ДП" генеральный продюсер компании "Гамма–продакшн" Виктор Будилов.
Материал для одного из своих основных проектов, сериала "Морские дьяволы", "Гамма" успела отснять до начала пандемии. А вот дальнейшую работу пришлось организовывать уже на удаленке. И если с монтажом все устроилось благополучно, то процесс актерского озвучения оказался проблемным. Регулярно возить актеров и технических специалистов в студию, где им пришлось бы работать в плотном контакте, в разгар пандемии выглядело полным безумием. Поэтому озвучивают готовые серии только сейчас. Постепенно восстанавливается и съемочный процесс.
"Делаем это, конечно, аккуратно, почти на цыпочках, — говорит Будилов. — Самая большая проблема — это съемки массовых сцен. Потому что, по сути, они ничем не отличаются от массовых мероприятий, проведение которых запрещено. К счастью, у нас сейчас нет проектов, которые требовали бы большой массовки. А вот некоторым коллегам с других студий приходится проявлять чудеса изобретательности. Здесь ведь нельзя просто посадить картонные трафареты, как сейчас делают на футбольных матчах. Нужны крупные планы, человеческие эмоции".
Сейчас "Гамма" снимает несколько короткосерийных проектов для каналов ТВЦ, "Россия" и "Домашний". Производство в основном вынесено в Новгород и Владимирскую область, где темпы заражения значительно ниже, чем в мегаполисах.
"Нам повезло, — признается Будилов. — Ни в одном из наших текущих проектов нет больших городов в качестве “героев”. А спальный район типа Купчино или Веселого Поселка можно снять где угодно. Или тем более деревню — дом, речка, людей мало. Вот если вам нужен именно Петербург, с Исаакиевским собором, Петропавловской крепостью, Невским проспектом, или Москва, с Красной площадью и Тверской, то это вы нигде, кроме Москвы и Петербурга, не снимете".
В целом сериальная индустрия сейчас в сложной ситуации. Будилов отмечает, что в связи с уменьшением рекламных бюджетов сокращаются и заказы на новые съемки со стороны телеканалов. Некоторые надежды студии возлагают на ОТТ–платформы, которые за время самоизоляции увеличили клиентскую базу. Но смогут ли "Кинопоиск", PREMIER, Ivi или OKKO обеспечить серьезные объемы производства, по несколько тысяч часов в год, которые заказывали телеканалы, — большой вопрос. Ведь окупаемость российских платформ пока вызывает сильные сомнения.
Спирт по назначению
Серьезно перекраивать планы пришлось Петербургской студии документальных фильмов. Причем в основном проблемы коснулись игрового кино, которое студия тоже производит довольно активно.
"Недоснятой у нас остается историческая картина “Архипелаг”. В марте мы летали на разведку на Шпицберген, а в апреле должны были везти туда съемочную группу и актеров — Андрея Мерзликина, Дмитрия Паламарчука. Ну и все накрылось. Ничего мы не сняли, натура ушла, все стало в разы дороже, все закрыто. Как его теперь доснять, я даже не знаю. Видимо, будем придумывать какие–то павильонные решения, выходить из ситуации. А ведь в поддержку игрового фильма мы планировали снимать еще и документальный — тоже надо лететь на Шпицберген", — поделился с "ДП" переживаниями генеральный директор "Лендока" Алексей Тельнов.
С документалистикой дела обстоят получше: за время самоизоляции на "Лендоке" смогли завершить работу над двумя проектами — "Эхо блокады" и "В игре" (о футболе и современном киберспорте). Для этого пришлось срочно осваивать съемки интервью через Zoom и другие онлайн–сервисы.
После разрешения Роспотребнадзора возобновилась работа над игровой детской картиной "Осторожно, дети". Все члены съемочной группы работают в индивидуальных средствах защиты, регулярно сдавая тесты на коронавирус и измеряя температуру. Учитывая, что смены длятся по 10–12 часов, приходится им нелегко. Киношники не унывают и шутят, что теперь им надо работать слегка навеселе, так как из–за постоянных дезинфекций на съемочных площадках стоит устойчивый запах спирта. Но мерами безопасности трудности не исчерпываются.
"Довольно часто приходится переписывать сценарий, переносить сцены на натуру. Например, недавно хотели снимать эпизод в электричке — на железной дороге нам категорически отказали. В результате нарушается календарь съемок, увеличивается бюджет", — поясняет Тельнов.
Большие надежды "Лендок" связывает с грядущим открытием кинотеатров. Среди самых первых российских картин, которые пойдут в прокат после карантина, — снятая на студии детская сказка "Ключ времени". На экранах она должна появиться 6 августа. Если, конечно, пандемия вновь не внесет свои коррективы в человеческие планы.
Little Big спешит на помощь
Легендарная студия "Ленфильм" давно уже переживает непростые времена и безо всякой пандемии. Общий объем задолженности по кредитам, налогам и прочим платежам за несколько лет уже достиг суммы около 2,3 млрд рублей. Разнообразные иски и претензии сыплются на студию бесконечным потоком. Сейчас решением проблем "Ленфильма" занимается назначенная в феврале нынешнего года врио генерального директора Инесса Юрченко. В разговоре с корреспондентом "ДП" она призналась, что никакой "паузы" во время пандемии почувствовать не успела: настолько велик объем текущей административной работы. Основные задачи, которые предстоит решить, — согласование в правительстве плана оздоровления (на этот раз в экономическом, а не эпидемиологическом смысле) студии, а также возвращение прав на "золотую коллекцию" советского кино.
Несмотря на все беды, кино на площадках "Ленфильма" по–прежнему снимается. На момент введения режима самоизоляции в работе находились две картины: "Воздух" Алексея Германа — младшего и "Девятаев" Тимура Бекмамбетова. Обе группы были вынуждены остановить съемки. К работе над "Девятаевым" вернулись при первой возможности, и буквально на прошлой неделе фильм был полностью доснят.
"У Бекмамбетова очень четко соблюдаются все меры по обеспечению безопасности. Команда работает как часы, выполняет все инструкции. И я хотела бы их отдельно поблагодарить за то, что они в этой непростой ситуации поддержали “Ленфильм”. Из–за истории с пандемией большинство наших арендаторов не смогли платить или просили отсрочек. Кто–то даже съехал. Сами мы ни с кем договоры не расторгали, только если это была их инициатива. А это единственные средства, которыми мы располагаем для выплаты зарплат сотрудникам", — подчеркнула Юрченко.
В ближайшем будущем на "Ленфильме" планируют приступить к съемкам нескольких новых картин. В их числе "Седьмая симфония" о композиторе Дмитрии Шостаковиче и фильм о Нахимовском училище.
А прямо сейчас в павильонах воздвигаются сложные декорации для нового клипа группы Little Big, которая должна была представлять Россию на "Евровидении–2020".