Самоизоляция, которая, как ожидалось, навсегда изменит рынок труда, укрепила позиции офисов.
Размытие границ трудового дня, отсутствие адекватных рабочих условий, затрудненная коммуникация — все это показало необходимость, а вовсе не "ретроградность" классической работы вне дома.
О повсеместном отказе от офисов говорить не приходится: скорее об изменении в отношениях арендатора и арендодателя. Многие стали рассматривать варианты гибких офисных пространств с возможностью их уменьшения или увеличения в зависимости от потребностей проекта, отмечают последние веяния в Knight Frank St Petersburg.
Привычка возвращаться
В последнее время многие сотрудники впервые за несколько месяцев заходили в офисы с тем настроением, что обычно бывает у школьников 1 сентября. Вроде бы снова собираться по утрам и ехать куда–то немного лень, но зато ждет уже родной коллектив, да и возвращаться в знакомое место — чертовски приятно.
По данным сервиса "Работа.ру", в апреле удаленно стали работать в 5 раз больше людей. Но уже в мае 50% респондентов другого опроса, проведенного тем же сервисом, заявляли, что хотели бы вернуться в офис. Майская статистика, похоже, больше соответствует реальным, а не прогнозируемым в марте–апреле трендам. Так, по словам экспертов, массового оттока компаний из офисов не наблюдается сейчас и, более того, может не случиться и в будущем.
"По итогам первого полугодия на рынке офисной недвижимости Петербурга не произошло существенных изменений в объеме вакантных площадей. В условиях постепенного восстановления хозяйственно–экономической деятельности компании только формируют стратегии дальнейшего развития, в том числе в отношении имеющегося штата и бизнес–подразделений", — говорит Алена Волобуева, руководитель отдела исследований рынка компании Maris в ассоциации с CBRE.
О незначительности изменений рассказывают и в Colliers International. "В основном съезжали небольшие компании, которые сильнее всего пострадали от режима самоизоляции. Если говорить о качественных бизнес–центрах класса А и В, то состав арендаторов фактически не изменился. Зато появились первые предложения по субаренде излишних площадей", — отмечает Дмитрий Кузнецов, заместитель директора департамента офисной недвижимости Colliers International.
По информации JLL, объем свободных площадей с марта по июль текущего года увеличился на 1,2 п. п. и составил 7,6%. "Крупные арендаторы пока не меняют свои локации и площади. Однако и о расширении речь не идет", — комментирует Наталия Киреева, руководитель отдела исследований JLL в Петербурге.
Опылять лично
Еще одна функция офисов — социализация новых сотрудников. Некоторые компании не открывали новые вакансии во время самоизоляции только потому, что не было возможности физического взаимодействия с новичками.
"Мы хотели отказаться от офиса, когда арендодатель не шел на уступки, но одумались. Офис все же нужен. Его польза очевидна при приеме на работу нового сотрудника. Ввести кандидата в курс дела на удаленке не получится: нужно “опылять” его идеями прямо здесь", — говорит Иван Сибаров, директор студии интернет–маркетинга "Силуэт".
Всеобщая самоизоляция показала: удаленка зачастую хотя и возможна, но далеко не всегда предпочтительна и уж тем более эффективна. "В перспективе в своем бизнесе не вижу для нее места, — говорит гендиректор компании по прокату автомобилей ООО “Авто Менеджмент” Дарья Шаченок. — У нас много операционной работы. Физически надо выдавать документы, производить предрейсовый техосмотр, выписывать путевые листы".
Стало ясно, что постоянная (а в контексте пандемии — еще и безопасная) работа из дома — это привилегия, которая доступна немногим. По данным сервиса "Работа.ру", больше всего "удаленных" вакансий было открыто в апреле в сфере образования (74%), в области продаж (14%), в HR (6%) и в маркетинге (6%).
Тем не менее даже представители упомянутых сфер признаются: без офиса жить можно, но сложно и неприятно. И если в начале пандемии многие думали отказаться от него в пользу работы из дома (и, как следствие, экономии на аренде помещений), то с каждой следующей неделей эта мысль казалась все менее привлекательной.
"Мы организуем деловые события для предпринимателей. У всех сотрудников в принципе всегда была возможность работать из дома, когда это необходимо. И поначалу мы и правда думали отказаться от офиса. Но все же решили, что не хотим этого. Из объективных причин — нужно где–то хранить часть оборудования, из эмоциональных — просто необходимо хотя бы иногда видеться с командой", — уверена директор event–агентства Trinet WebFacultet Яна Куодис.
О необходимости офисов говорят и в рекламных и информационных агентствах — компаниях, для которых полная удаленка еще до периода самоизоляции была привычной, но не стала одной–единственной и любимой.
И здесь возникает одна из самых главных проблем удаленной работы: размытие границ трудодня. Из 8–часового рабочий день превращается в пресловутый режим 24/7. Жизнь без "водоразделов" на личное и публичное быстро выбивает работников из колеи эффективности. "Первые 3 года наше агентство существовало исключительно удаленно. И мы успели познать все прелести сполна. Во–первых, теряется различие между рабочим и личным временем напрочь. Так быстрее наступает выгорание. И предупредить это выгорание удаленно невозможно: ты не видишь, что происходит с человеком. А когда видишь, чаще всего поздно что–то предпринимать. Следствие — текучка кадров, а это еще никому в бизнесе не помогало", — говорят в коммуникационном агентстве Mygribs.
"Когда мы сидели в офисе, нам было куда спешить. Теперь же все работают из дома — мчаться некуда. Из 8–часового рабочий день становится 15–часовым. Бытовые дела уходят на второй план. В 7 утра просыпаешься, завтракаешь и садишься за компьютер. А в 22–23 часа из–за него только–только встаешь", — вспоминает юрист b2b– и p2p–направлений компании Citylife Анна Янус.
Ошибки удаленки
Если полностью отказаться от офиса готовы немногие, то переход на смешанную систему (день — в офисе, день — дома) кажется реальной альтернативой "жесткому" офисному распорядку и "мягкому" домашнему. "Принцип смешанной работы сегодня становится новой и актуальной парадигмой управления. Мы же пересматриваем свое отношение в первую очередь к инструментам управления и к функциям, которые могут быть автоматизированы. Кроме того, в условиях удаленной работы предложили сотрудникам самостоятельно определить коэффициент участия в групповых проектах. Это позволило работать в более гибком графике, ориентироваться на результат, повысить мотивацию", — говорит об опыте Ярослав Алейник, гендиректор компании "Омега", специализирующейся на разработке, внедрении и сопровождении информационных систем для госсектора и бизнеса.
В смешанный график верят и в интернет–агентстве Artrix, которое занимается рекламой в сфере IT. "За это время мы поняли, что можем полностью работать в онлайн–формате. И все же если мы говорим об офисной работе, а не о производствах, то смешанный график необходим, чтобы контактировать с людьми, которым некомфортно переводиться на удаленный формат", — делится мнением гендиректор агентства Юлия Любимская.
В целом ни воспевать, ни демонизировать удаленку не приходится: один универсальный рецепт на всех найдется вряд ли. Для кого–то именно удаленный формат оказался показательным и даже поучительным. Так, в образовательном портале GeekBrains именно во время удаленки начали активнее работать с соискателями из разных регионов страны.
"Мы всегда были довольно офисной компанией. Но теперь за достаточно небольшое время адаптировались к работе в удаленном формате. За время самоизоляции у нас выросла команда: вышло около 75 новых сотрудников. Многие из ребят пришли к нам сразу на удаленку. Около 10 человек — из Санкт–Петербурга. Сейчас мы абсолютно спокойно рассматриваем кандидатов из разных регионов", — говорит HR BP в GeekBrains Екатерина Ковалевская.
Для кого–то же опыт удаленки обнажил недостатки офисов.
"Удаленная работа показала, кто на самом деле трудится, а кто приходит в офис провести интересно время, показать себя. Хотя до режима самоизоляции я была сторонницей офисной работы. На самом деле возвращаться в офис не хочется, хотя бы потому, что сотрудники экономят время на передвижении. Когда человек приехал в офис, у него уже есть ощущение, что он сделал нечто значимое. А на самом деле это не так, компания от этого не получила никакого результата", — объясняет CEO Master Kit Inc Дарья Трутнева.
И пока одни возвращаются в офис, а другие еще раздумывают над введением смешанного графика, немногие все же решительно отказываются от аренды помещений. Среди таких — консалтинговая компания Audit–Consultant. "Единственный плюс в отказе от офиса — экономия на аренде. Правда, теперь треть сэкономленной суммы уходит на курьерские услуги, осуществление передачи первичной документации, которую необходимо хранить централизованно. Но это решаемый момент", — уверен бенефициар компании Михаил Молотников.
Ясно одно: "очевидный" тренд на удаленку оказался не таким уж ожидаемым благом, а работа из дома явно больше не кажется утопией и единственно возможным решением всех проблем на рынке труда.
“
Именно перенос производства я считаю своей главной победой в жизни. На грузовых машинах мы развезли по 10 адресам швейные машины и раскройные ножи. Комнаты наших сотрудников были забиты чуть ли не до потолка. И все это — на свой страх и риск: если бы что–то пошло не так, я бы оборудования в жизни не допросилась. Но, слава богу, работаю с людьми не один год и могу им доверять. И хотя с качеством продукции проблем не возникло, я больше никогда не буду переносить производство на дом. Если случится подобный "следующий раз", то проще все закрыть. Показатели эффективности из–за такой удаленки, конечно, снизились. Производство — это цикл. Сроки пошива выросли в 3 раза. Все сотрудники были в безопасности, а вот мы с мужем ежедневно курсировали на машине по городу.
Кристина Урусова
владелица бренда аксессуаров Christina Urusova
“
Рекомендуем устанавливать фиксированную продолжительность рабочего дня для удаленных команд. Это не столько дисциплинирующий фактор, сколько профилактика выгорания сотрудников. Дорога в офис и из офиса домой — водораздел, отмечающий начало и окончание дня. Это внешние вехи, дающие законное право на отдых и заставляющие успевать вовремя завершить работу. Удаленка размывает эти границы. В результате сейчас, возвращая сотрудников в офисы, многие компании наблюдают признаки выгорания — низкую производительность и упадок сил.
Елена Неверова
руководитель проектов департамента кадрового консалтинга АО "Альянс Консалтинг"
“
Начинает сдвигаться парадигма в сфере околотворческих профессий. Сотрудники 25–30 лет стали активно декларировать, что не хотят работать в офисе. Это создает трудности при найме, начинается конфликт работодатель — соискатель. Но "заламывать руки" будут и компании. Есть большая вероятность, что многие начнут искать работников с ИП и самозанятых, вводить договоры гражданско–правового характера. И это уже проблема для потенциального работника. Мы вариант полного отказа от офиса не рассматриваем. Он важен как точка коммуникации с клиентом.
Владислав Цветков
гендиректор коммуникационного агентства "Правда"