Dp.ru узнал, в чём заключаются предложения, сделанные Петербургу властями Ленобласти по утилизации коммунальных отходов. "Единый оператор", о котором говорят в публичной плоскости, — это лишь один из вариантов. Второй — соглашение о регулировании отрасли обращения с отходами обоих субъектов, в рамках которого планируется реконструкция существующих полигонов и строительство мусороперерабатывающих заводов в Ленобласти с привлечением городских инвестиций. Речь идёт о почти 8 млрд рублей за 4 года.
Последние недели СМИ активно обсуждали перспективы создания единого оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эту инициативу областные власти озвучивают уже давно, а 15 июня губернатор Ленобласти Александр Дрозденко рассказал о ней президенту России Владимиру Путину.
На прошлой неделе стало известно о том, что Петербург вроде бы не против. Такой вывод был сделан из письма губернатора Петербурга Александра Беглова главе Минприроды Дмитрию Кобылкину. "Считаю возможным осуществлять взаимодействие с Правительством Ленинградской области в рамках совместной работы по переработке, утилизации и размещению ТКО по координации двух субъектов по созданию Единого оператора", — говорилось в нём.
Фактически речь идёт о том, что Петербургу предлагается признать своим региональным оператором АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (УКОО ЛО, региональный оператор Ленобласти). Об этом рассказал dp.ru заместитель председателя правительства Ленинградской области Михаил Ильин, непосредственно занимающийся переговорами по "мусорной" теме со своим петербургским коллегой Николаем Бондаренко.
"Мы заинтересованы в скорейшем налаживании отношений с Петербургом. У нас уже есть опыт работы с региональным оператором. Все процессы отлажены, мы видим движение ТКО, производимых в Ленинградской области, в режиме реального времени. И в будущем мы хотим сделать эту информацию общедоступной, — пояснил Михаил Ильин. — Наша задача — сформировать прозрачную отрасль: понимать логистику (вывоза ТКО. — Ред.), понимать, что и каким способом перемещается в область. А также сформировать финансовые потоки, потому что, конечно, область хочет получать компенсацию за перемещение и переработку мусора из Санкт-Петербурга. Это необходимо для развития современных технологий обработки и утилизации отходов". Заместитель председателя правительства подчеркнул, что Ленинградская область не рассматривает строительство мусоросжигательных заводов.
В настоящий момент практически все ТКО из Петербурга вывозятся в Ленобласть, так как у города просто нет законной возможности утилизировать отходы на своей территории. А для области петербургский мусор составляет две трети от всего объёма размещаемых ТКО. Причём далеко не весь мусор "добирается" до официальных полигонов, мощности которых в области близки к исчерпанию. Регион постоянно вынужден бороться с нелегальными свалками. Поэтому его власти пытаются взять ситуацию под контроль. Впрочем, единый оператор — это не единственное предложение одного региона другому.
Михаил Ильин
Кто оплатит переработку
По данным dp.ru, уже не менее месяца стороны обсуждают ещё один вариант — заключение соглашения о взаимодействии в области обращения с ТКО. Последняя версия документа оказалась в распоряжении редакции.
Часть проекта соглашения посвящена информационному взаимодействию. Предполагается, что Петербург будет предоставлять Ленобласти всю информацию с ГЛОНАСС-маяков, установленных на мусоровозах. Более того, город должен будет каждый месяц согласовывать с областью объёмы мусора, который необходимо вывезти. А Ленобласть, в свою очередь, будет предоставлять информацию в Смольный о фактическом поступлении ТКО на объекты переработки и утилизации отходов.
Но важнейшей частью соглашения может стать вопрос финансирования строительства и реконструкции областных мусороперерабатывающих мощностей. "Из бюджета Санкт-Петербурга бюджету Ленинградской области предоставляются межбюджетные трансферы на реализацию мероприятий по созданию новой современной инфраструктуры в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами", — говорится в проекте соглашения.
Размеры этих трансферов указаны в соглашении. В 2020 году это 165 млн рублей, в 2021-м — 3,9 млрд, в 2022-м — 2,5 млрд, в 2023-м — 1,2 млрд. Это средства, необходимые как на реконструкцию существующих полигонов, так и на строительство двух новых мусороперерабатывающих заводов, о котором власти Ленобласти говорят уже не один год.
Указанные в проекте суммы отражены в государственной программе "Охрана окружающей среды Ленинградской области" и полностью покрывают необходимые затраты на реконструкцию и строительство объектов, необходимых для работы с ТКО Петербурга, пояснили в областном правительстве.
Идут консультации
"Губернаторы Санкт-Петербурга и Ленинградской области поручили профильным вице-губернаторам проработать и изучить возможность взаимодействия субъектов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (по вопросам переработки, утилизации и размещения ТКО). В настоящее время идут рабочие консультации", — прокомментировали в Смольном.
"Это хоть какие-то предложения, потому что до сегодняшнего момента мы пробуксовываем по полной программе, — говорит депутат Законодательного собрания Петербурга, глава профильной комиссии по экологической защите населения Надежда Тихонова. — У нас заканчивается срок трёхлетней отсрочки (по началу работы мусорного оператора. — Ред.), а воз и ныне там. Заваливаются леса и полигоны, непонятно совершенно, каким образом эта сфера будет регулироваться, что у нас с региональными операторами. Я не знаю, какой вариант в итоге будет принят, но я не думаю, что город отдаст всё на откуп Ленобласти. Я думаю, что такого не будет, потому что интересантов очень много. Недаром у нас были суды по определению регионального оператора. Очень много участников этого рынка".
Мусорная реформа по всей стране началась в 2019 году. С этого года в регионах заработали операторы по обращению с ТКО. Они взяли на себя ответственность за всю цепочку утилизации отходов, в том числе за нелегальные свалки. Петербург выбрал своим региональным оператором ГУП "МПБО-2". Планировалось построить новые мусороперерабатывающие заводы в городе его силами. Но проекты этих предприятий встретили протесты общественности, а конкурсы по выбору оператора были оспорены в судах. В итоге результаты конкурса по южной части города были отменены. А затем Петербург получил отсрочку по запуску реформы до 2022 года. Ленинградская область тем временем работает уже по новым правилам.