Есть закономерность: при строительстве новых микрорайонов на месте сельской местности старые улицы выпрямляются, даже если принципиально сохраняются
Объясняется это не только нормами, но и желанием создавать более протяженные магистрали. "ДП" решил вспомнить, какие дороги стали более ровными, и анонсировать перспективные проекты.
Карта Петербурга хранит в себе немало отсылок к прошлому, которые человеку несведущему вряд ли удастся найти без подсказки. Например, небольшой переулок, отходящий от улицы Руставели в сторону города Мурино южнее Токсовской улицы, — это часть исторической трассы Токсовского шоссе. В середине XX века это шоссе было частью Гражданской дороги (ныне Гражданский проспект), но при застройке кварталов севернее Муринского ручья солидный кусок исчез.
А вот Ириновский проспект — полностью новая дорога, хотя и со старым названием. В прошлом здесь была Ириновская железная дорога, в советское время она преобразовалась в трамвайные пути на Ржевку. Проходивший вдоль путей проспект извивался. "Ржевская трамвайная линия когда–то достаточно изящно петляла от Панфиловой улицы, чуть–чуть шла по нынешней Большой Пороховской, потом уходила сильно на север, потом возвращалась на Ириновский, шла по 5–й Жерновской, а дальше — по нынешней трассе Рябовского шоссе. И если Рябовское шоссе сохранило ту конфигурацию, которая была прежде, то все остальное полностью новое — и трамвайную линию, и [автомобильную] дорогу спрямили. В принципе, от этого город только выиграл", — рассказал "ДП" архитектор–планировщик, бывший гендиректор картографического ООО "Дискус медиа" Владимир Валдин.
По словам специалиста, при расширении городов геометрия улиц меняется довольно сильно, имеется тенденция к спрямлению трасс. Но бывают случаи, когда и менять ничего не требуется: "Если существует что–то хорошее и можно на него нанизать что–то новое, то это всегда предпочтительнее сохранить. Другое дело, что надо учитывать нагрузку, которую будет нести этот объект в дальнейшем".
По мнению Валдина, преступлением можно назвать ту улично–дорожную сеть, которую спроектировали для Усть–Славянки (там основным девелопером выступает ООО "СПб Реновация", оно же было заказчиком проекта планировки): она предполагает либо сохранение узкого и забитого пробками Советского проспекта, либо его расширение прямо под окна только что построенных жилых домов.
Пять лет назад был, возможно, единственный случай, когда подобный сценарий удалось предотвратить. Речь о жилом доме на Приморском шоссе, 352, в Сестрорецке. Застройщик, ООО "Управляющая компания “Доходъ”", действовавший в интересах АО "Строительный трест", получил всю необходимую документацию и приступил к фундаменту и первым этажам, пока площадку с неожиданным визитом не посетил Игорь Албин, на тот момент вице–губернатор города. Чиновник обратил внимание, что фасад новостройки примыкает к Приморскому шоссе, тем самым пресекая возможность расширения магистрали в будущем. "При визуальном осмотре можно отнести этот объект к категории градостроительной ошибки", — заявил тогда Албин.
Впоследствии властям удалось договориться с девелопером: четыре уже выстроенных этажа вдоль шоссе снесли, в обмен застройщик получил возможность увеличить высоту оставшейся части дома с изначальных 9 этажей до 21. "К сожалению, в нашем городе и в стране в целом девелопмент побеждает территории общего пользования и инфраструктуру. Это издержки нормативно–правового регулирования в сфере градостроительной деятельности. Подобные вопросы нашли успешное решение в Куритибе, Большом Мадриде, Сингапуре, там, где работает принцип “золотого треугольника”: вопросы строительства, транспортной доступности и земельные отношения рассматриваются в комплексе, а приоритет отдается качеству и комфорту городской среды. Город, удобный для жизни, отдыха, работы", — пояснил Игорь Албин.
А вот спасти Парфеновскую улицу ему не удалось, и в результате она будет не идеально прямой, как продолжающая ее Варшавская улица, а очень даже кривой, согласно идее группы "Эталон". По изначальной идее, Парфеновская должна была пройти под Ташкентским путепроводом (он располагался в конце Детского переулка над Варшавской железной дорогой; железку полностью демонтировали в 2016–м, а путепровод — в нынешнем июне). "Эталону" удалось добиться права застройки земельных участков прямо на трассе улицы. В итоге правительство Георгия Полтавченко одобрило вариант, при котором улица огибает "эталонные" наделы. Похожая история была на Петровском острове: для сохранения за ЛСР участка на берегу Малой Невы мост Бетанкура построили в виде коромысла, хотя проще и логичнее было бы провести напрямую.
В Петербурге есть дороги, признанные памятниками. Но их можно пересчитать по пальцам. Среди них Петергофская (проспект Стачек от Автово и продолжающее его Петергофское шоссе до Стрельны) и Нарвская (проспект Маршала Жукова от проспекта Стачек и Таллинское шоссе). В 2020 году КГИОП отнес Шлиссельбургский тракт (Шлиссельбургское шоссе) в Усть–Ижоре к "достопримечательным местам". Правда, не весь, а лишь около 600 м близ реки Ижоры.
Бывший сотрудник КГИОП, автор книги "Петергофская дорога" историк Сергей Горбатенко пояснил "ДП", что причина постановки на учет Петергофской и Нарвской дорог такова: "Эти дороги в 1990 году были включены в Список всемирного наследия. И в 1992–м, когда я готовил список для постановки под охрану объектов в Кировском и Красносельском районах, то счел своим долгом придать этим дорогам еще и национальный охранный статус (имеется в виду статус памятника регионального значения. — Ред.)".
Горбатенко сообщил, что значительное количество исторических дорог в старом городе охраняется петербургским законом о зонах охраны в качестве планировочных направлений. Что же касается включения трасс исторических дорог в госреестр памятников, то в первую очередь этого заслуживают хотя бы те 12 шоссе, которые помимо Петергофского и Таллинского входят в состав петербургского объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Но в 2014 году произошло обратное. "Во время “ретроспективной инвентаризации”, то есть уточнения состава и границ объекта всемирного наследия, рабочей группой КГИОП из перечня было исключено Московское шоссе. Его заменили Московским проспектом. Теперь Московское шоссе, которое по воле Петра I два шотландских инженера проложили идеально прямым на протяжении более 100 км, от нынешнего Автово до Чудово, вследствие непрофессионализма или непонятного умысла отсутствует в культурном ландшафте “большого” Санкт–Петербурга, состоящем под международной охраной. Это большая потеря для города", — говорит историк.
Член Совета по сохранению культурного наследия Рафаэль Даянов тоже уверен, что "исторические направления дорог должны сохраняться, весь город построен с учетом этих исторических трасс". Например, сейчас ведется активная застройка Каменки. На территории сохраняется Литориновый уступ (берег древнего Литоринового моря), по которому в прошлых веках шла дорога.
Краевед Андрей Жданов уверенно заявил "ДП", что в нескольких местах сохранилось булыжное мощение.
Но сейчас эта дорога не нарисована ни на одной карте. Даянов полагает, что "память места обязательна", поэтому при планировке улиц Каменки наличие булыжной трассы, по–хорошему, должно быть учтено.
Что происходит, когда старинная допетровская дорога не становится памятником, показал пример с Петербургским шоссе — это дорога, связывающая Дальнюю Рогатку с Пушкиным. Отсутствие статуса дало возможность властям в 2014 году спрямить ее изгибы и даже снести дореволюционный каменный мост через реку Пулковку.
Сейчас мы можем наблюдать за тем, как кардинально меняется трасса Муринской дороги. Она обозначалась еще на планах XVIII века, сохранялась в советское время, будучи подъездом к деревням Новой и Рыбацкой и служа отсечкой между капустными полями совхоза "Ручьи".
Но теперь во имя массовой застройки этих самых капустных земель жильем от ЛСР на севере дорога расширилась вдвое, на перекрестке с Пискаревским проспектом ее должны превратить в петлю, а возле упомянутой деревни Рыбацкой дорогу и вовсе завернули на юг, кусочек старого же участка включили в состав Васнецовского проспекта.
Утвержденными проектами планировки спрямлению подлежат улица Беринга (у дома 6), проспект Девятого Января, Полевая Сабировская улица возле Богатырского, Ковалевская улица, Ручьевская дорога и другие.