"Ограбление президента", режиссер Марк Стивен Джонсон.
В 1972 году банда из Янгстауна ограбила депозитное хранилище United California Bank в городе Лагуна–Нигель, штат Калифорния. Между прочим, это был хитрый план — и не только в техническом смысле. Считалось, что здесь содержатся незаконные вклады и офшоры секретного фонда президента Ричарда Никсона (около $30 млн в пересчете на нынешние деньги). Кражу "грязных" денег государство афишировать не будет, считали грабители, — а значит, и расследовать, и искать их будут формально. Преступники ошиблись: деньги Никсона на президентскую кампанию хранились в другом месте.
Впрочем, это история не о дерзком ограблении и не о поиске преступников. Авторы фильма сосредоточились на самом малом из сих — человеке, который выполнял в банде роль водителя, Рональде (Гарри) Барбере (Трэвис Фиммел). Он был единственным из банды, кому удалось сбежать и скрываться долгое время. В течение 8 лет Барбер жил в маленьком городке в Пенсильвании под именем Джон Бейкер. Здесь он подружился с местным начальником полиции. По иронии судьбы ему даже доверили отремонтировать городской полицейский участок и местный банк. Гарри арестовали только в 1980 году.
Можно сказать, что это повесть о маленьком человеке на американский лад. Типичный продукт массовой культуры 1970–х, он помногу раз ходит в кино на одни и те же фильмы, восхищаясь миром супергероев и звезд. Одновременно приходя к пониманию, что жить чужой жизнью еще труднее, чем тянуть свою собственную невеселую лямку.
Объяснить появление этой картины можно тем, что она является spin–off другой общеизвестной истории. Это очередной фильм, относящийся, так сказать, к "вселенной Уотергейт" (Watergate scandal) — известному политическому кризису 1972–1974 годов, который в итоге привел к отставке президента Ричарда Никсона. На эту тему в США снято множество фильмов. Это, по–видимому, настолько важная вещь для сегодняшней американской identity, что все, связанное со скандалом даже косвенно, важно. Наконец, тут можно поразмышлять на примере среднего фильма о том, как американский кинематограф работает со своим недавним прошлым. Американское кино ведет сегодня скрупулезную летопись собственных кризисов, разоблачений, прорывов, трагедий и побед XIX–XX веков.
Однако теперь это не бездумное восхищение, не фетишизация, а психологический анализ мотивов разных действующих лиц. В 2014 году вышла книга Амила Динсио Inside The Vault, где подробно описывается подготовка и само ограбление в Лагуна–Нигель. Именно по мотивам книги и был снят этот фильм.