Бывшие в употреблении автозапчасти перед продажей хотят отправлять на экспертизу.
Минпромторг разрабатывает новую программу утилизации автомобилей. Согласно ей, потребители опять смогут получить скидку при покупке новой машины, сдав старую. При этом их переработчики получат право торговать б / у деталями, предварительно прошедшими экспертную проверку.
Подобная программа уже существовала в 2010–2011 годах. Тогда покупатели могли отдавать свои авто с пробегом компаниям, которые занимались утилизацией, и получали скидку в размере 50 тыс. рублей на приобретение нового автомобиля. Стоит уточнить, что это распространялось только на машины, собранные на отечественных заводах. Производители же автомобилей получали компенсацию от государства.
По мнению Валерия Солдунова, председателя Всероссийского общества автолюбителей (ВОА), новая инициатива является "попыткой превратить утилизацию в экономически выгодную историю". При этом проект должен скорректировать действие новых поправок, которые планируется внести в Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". Ожидается, что будет запрещено использовать и устанавливать ряд б / у деталей.
"Список запчастей, не допущенных к повторному использованию, был обширный, многим это не понравилось. К тому же в этих поправках достаточно спорных моментов, и запчасти, которые попадают под этот фактический запрет, используются при ремонте, предоставляемом ОСАГО", — констатирует Солдунов.
По данным аналитического агентства "Автостат", общий объем вторичного рынка автомобильных запчастей в России в 2019 году превысил 1 млн единиц. "Наибольшую долю занимают шины (12,9%), на закупку которых в 2019 году россияне потратили 189,3 млрд рублей. На втором месте по реализации находятся детали подвески с долей 10,7% (158 млрд рублей). А емкость рынка масел и технических жидкостей в прошлом году составила 111,2 млрд рублей, или 7,6% от общего показателя", — заключили эксперты "Автостата".
При вступлении в силу нового документа особо значимым становится вопрос, кем будет осуществляться экспертная оценка пригодности б / у запчасти. По мнению ВОА, для этого необходимо появление специализированных организаций. Но это произойдет только в том случае, если будет экономически выгодно. Такую точку зрения поддерживает и Денис Снопков, управляющий директор официального дилерского центра "Hyundai Автополе": "Оценку, скорее всего, будут производить сертифицированные специалисты организаций, обладающих необходимым оборудованием".
Известно, что срок службы деталей автомобиля рассчитан на гарантийный срок. По данным "Автостата", средний возраст машины в России превышает 10 лет. Получается, что большинство владельцев вынуждены ремонтировать свои авто в процессе эксплуатации. Возникает вопрос, каким деталям отдать предпочтение: бывшим в употреблении, новым или контрафактным? Решающим фактором является ценовая категория, считают в ВОА.
По мнению экспертов, это может стать причиной расцвета черного рынка автомобилей, качество запчастей на котором никто гарантировать не сможет. "Рынок б / у запчастей огромный, и на текущий момент он не контролируется", — заявляет Денис Снопков.
Валерий Солдунов считает, что автосалонам и магазинам запчастей невыгодно заниматься разбором авто с "годными остатками".
"Для этого нужно организовать склад, вести базу данных запчастей, иметь специальное оборудование. Если бы это было выгодно, этим бы занимались, но почему–то разборки существуют отдельно, а сервисы продажи отдельно. Я не думаю, что это будет в плане бизнеса интересно совместить. Слишком большие площади нужны, слишком большие трудозатраты. А спрос на запчасти сильно прыгает. Обычный салон просто не имеет для этого ресурса", — говорит Солдунов.
О возможном состоянии рынка б / у запчастей высказались в дилерском центре "Hyundai Автополе": "Если сейчас на рынке существует два вида запасных частей: новые и б / у с разбора, то появится третий вариант — сертифицированные подержанные запасные части. Такая деталь будет дешевле новой, но дороже б / у с авторазбора".
Замглавы отдела технического регулирования стандартизации департамента Минпромторга Дмитрий Коротаев на заседании Общественной палаты пояснил, что ведомство пока только предлагает поправки. Он уточнил, что конечный проект будет принят только с учетом пожеланий и замечаний.
Член правления российского Союза автосервисов Юрий Валько считает, что легализация утилизации автомобилей — верное решение. Он отметил, что программа связана с количеством заказных угонов и мошенническими схемами в рамках страхования.
"Вопрос в том, как это будет реализовано. Если по аналогии с изменениями в техрегламент по обслуживанию автомобилей, то будет печально", — комментирует эксперт. По его мнению, в процесс разработки этой программы должны быть включены участники рынка автозапчастей.
"Все зависит от того, как сильно закрутят гайки. Если сильно — черный рынок автомобилей расцветет", — добавил он.