Cервисы такси и каршеринга постепенно возвращаются к докарантинным показателям, хотя бестуристическое лето-2020 окажется не столь прибыльным, как обычно.
Одно из главных посткоронавирусных событий отрасли — выход на российский рынок популярного в Китае сервиса DiDi. Уже существующие игроки отнеслись к появлению в России "китайского Uber" без особого энтузиазма.
"Выход на новые рынки подразумевает большие бюджеты: приоритеты DiDi будут сосредоточены на том, чтобы занять свою долю. Этот процесс может изменить баланс условий как в конкретном городе, так и на рынке в целом. Но это будут краткосрочные изменения на период маркетинговой активности нового игрока", — говорит представитель пресс–службы сервиса "Везёт" Мария Фойхт.
Руководитель отдела привлечения инвестиций компании "Таксовичкоф" Вячеслав Алексейцев называет сервис DiDi безусловно сильным игроком, но не думает, что они начнут агрессивно захватывать рынок. "Скорее всего, в ближайшие год–полтора пойдет разведка. Китайцы будут изучать специфику рынка, водителей, партнеров, искать слабые места и только потом разворачивать агрессивную экспансию. Первые шаги будут в регионах, на крупнейшие рынки DiDi вряд ли сейчас замахнется", — подчеркивает он.
В целом же, по мнению Алексейцева, прихода китайского сервиса в Россию прежде всего стоит опасаться "Яндексу", учитывая, что "Яндекс.Такси" хотело провести IPO. "Более сильный удар, наверное, DiDi сможет нанести таким службам, как “Максим” и “Везёт”, которые пока являются безусловными лидерами на региональных рынках", — считает эксперт. Также появление китайцев в России, по его мнению, ускорит обеление рынка в регионах. До сих пор, по разным подсчетам, в серой зоне находится порядка 40% рынка такси.
Читайте также:
Рейтинг агрегаторов
Рейтинг агрегаторов — 2020
Финансовый директор "Яндекс.Такси" Евгений Сендеров считает, что запуск сервиса DiDi в первую очередь скажется на рыночных позициях более мелких игроков. Так как это довольно сильный игрок с доступом к капиталу и с хорошими технологиями, выход DiDi на российский рынок усилит конкуренцию с точки зрения привлечения пользователей и удержания водителей.
И пиццу довезу
Во время пандемии из–за существенного снижения количества заказов сервисы такси нашли выход в дополнительных услугах для клиентов и бизнеса. Например, "Яндекс.Такси" подключило партнеров к сервисам доставки и логистики, что позволило значительно расширить зоны покрытия сервиса "Яндекс.Еда" и масштабировать направление доставки. "Мы развернули наши логистические услуги в 350 городах в 12 странах, запустили доставку еды в 87 новых городах, где ранее сервис был представлен только вертикалью такси. В результате “Яндекс.Еда” сейчас доступна больше чем в 130 российских городах", — сообщила представитель "Яндекс.Такси" Ася Паноян.
Мария Фойхт также отмечает, что еще с конца мая в компании "Везёт" наблюдают рост числа заказов, что частично связано и с востребованностью тарифа "Доставка". "Безусловно, эта функция приобрела оcобую важность в карантин, но она все–таки пока не является такой значительной, как пишут аналитики, по–прежнему определяющий объем дают пассажирские перевозки", — заключает она.
V–образные перспективы
Игроки рынка делятся разными результатами посткоронакризисных продаж — у кого–то спрос восстановился полностью, кто–то же отмечает, что о возврате к показателям начала года говорить пока рано.
Руководитель пресс–службы компании Bolt Карин Касе сообщила, что объем заказов после пандемии восстановился лишь частично: "До сих пор сотрудники многих компаний работают удаленно и, значит, пользуются в среднем сервисами для заказа поездок реже. Ко всему прочему пандемия также повлияла на финансовое благосостояние горожан, реальный заработок людей не вырос за время карантина, поэтому многие ищут недорогие варианты для передвижения по городу. При этом мы видим, что люди стали по–другому относиться к теме личного пространства и безопасности, что в долгосрочном периоде также повлияет на весь рынок такси".
Мария Фойхт рассказала, что в данный момент спрос на услуги их сервиса вернулся к докризисным показателям и даже показывает небольшой рост. Однако в компании отмечают некоторый дисбаланс в скорости возвращения поездок и перевозчиков. Некоторые водители отказались от автомобилей, так как из–за спада заказов не смогли оплачивать кредиты или ежедневные платежи за аренду: "Поэтому количество активных водителей на линии еще не вернулось к докарантинному периоду" — говорит она.
Выручка "Яндекс.Такси" во II квартале выросла на 42% в годовом исчислении благодаря фудтех–направлению и b2b (такси и логистика). При этом по итогам II квартала в общей сложности количество поездок снизилось на 6% год к году. Генеральный директор "Яндекс.Такси" Даниил Шулейко рассказал "ДП", что менее чем за 2 месяца поездки вернулись к положительному годовому росту: "Это действительно было V–образное восстановление. Мы видим возможности для дальнейшего роста за счет возобновления поездок в аэропорты и возвращения крупных b2b–клиентов в офисы — это касается Москвы и Петербурга в том числе".
Сам себе водитель
Данные опросов в начале пандемии говорили о том, что только 2% жителей страны пользуются каршерингом. В Москве и Северной столице эта цифра достигала 7–8%. Последние исследования показывают, что уже 17% опрошенных респондентов готовы перейти на каршеринг. "Текущая ситуация прокачала сам рынок, увеличив его потенциал в разы, а может быть, даже на порядок. Фактически пандемия оказалась катапультой для услуг каршеринга", — сообщает директор по развитию регионов компании "Делимобиль" Виталий Петровский.
"Яндекс.Драйв" в Петербурге возобновил работу 22 июня — после 70 дней локдауна. Количество поездок на один автомобиль уже восстановилось до нормального уровня, и сейчас пользователи даже стали арендовать машины на более длительный срок, чем до пандемии, говорит Ася Паноян. Например, средняя продолжительность аренды автомобиля в Москве увеличилась на 30% по сравнению с I кварталом 2020 года.
"После снятия ограничений спрос на каршеринг в Петербурге рванул грандиозными темпами. Нам даже пришлось в 2 раза расширить автопарк, включая машины бизнес–сегмента и премиального класса", — подмечает Петровский. "Делимобиль" уже вернулся к тем показателям, которые демонстрировал до пандемии, и по некоторым из них достигнуты рекордные значения. "Поэтому для нас возвращение к докризисной модели — это шаг назад", — говорит он.
Материал подготовлен специально в рамках
Рейтинга агрегаторов — 2020