Предстоящий учебный год начнется в привычном режиме, однако пандемия коронавируса продолжается, и существует вероятность того, что школам придется вернуться к дистанционному обучению. Эксперты рассказали "ДП", насколько российские школы готовы к новому образовательному циклу, который может сулить такие же неприятные вызовы, как и конец предыдущего.
В понедельник, 24 августа, губернатор Петербурга Александр Бегловподписал новую редакцию постановления № 121, которое регламентирует действие коронавирусных ограничений в городе. Согласно документу, уроки в школах будет проходить в традиционном формате, но образовательным учреждениям будет необходимо соблюдать ряд противоэпидемических правил. В том числе начало занятий и обеденные перерывы растянут по времени, чтобы не допустить массового скопления детей.
Кроме того, администрации школ должны будут создать все условия, чтобы дети как можно меньше перемещались между кабинетами. Такой же подход распространяется и на группы продленного дня, занятия которых будут проходить в тех же кабинетах, что и уроки основной программы. Сами группы при этом сформируют из учеников одного класса.
Изначально в Смольном заявляли, что возврат к дистанционке возможен только в случае эпидемиологической вспышки, но подробностей того, какие действия запланированы для самого худшего сценария, не сообщалось. Позже стало известно, что на онлайн-обучение будут переводить отдельные классы, если среди учащихся обнаружатся заболевшие. Такой план действий уже принят в Москве.
Дистанционка как вариант
Скомканная концовка прошлого учебного года показала неготовность многих школ к применению дистанционных технологий. Выяснилось также и то, что не у всех детей есть возможность заниматься онлайн, в частности, некоторые из них не имеют дома ноутбука или планшета.
Как отмечает учитель географии, эксперт межрегионального профсоюза работников образования "Учитель" Леонид Перлов, проблемы возникшие весной при экстренном переходе школ на удаленку не были решены.
"Школы готовы по-разному. Какие-то лучше, какие-то хуже. В целом, я бы сказал, не готовы. Отечественных образовательных платформ, пригодных к этой работе, нет. Реально работающих мессенджеров - тоже. Практика оплаты учителям использования платных версий, того же ZOOM, единичная, базовые работают неустойчиво и с ограничениями по времени, количеству участников и инструментарию", - перечисляет специалист недостатки дистанционки.
Директор Центра систем оценки и управления качеством образования Федерального института развития образования РАНХиГС Борис Илюхин констатирует, что за время пандемии все же был накоплен значительный опыт организации обучения с применением дистанционных технологий.
Такого же мнения придерживается учитель московской школы №2031, методист домашней школы InternetUrok Елена Маханова. По ее словам, ряд образовательных учреждений сумели успешно влиться в новый режим деятельности, а учителя получили возможность самостоятельно создавать интересные учебные материалы. Дистанционное обучение, как считает педагог, имеет очевидные плюсы.
"Дети учатся самостоятельности, дисциплине, самоорганизации. Так что даже в сложившейся ситуации качественное образование возможно, если правильно использовать в нужном ключе как время, так и всевозможные технологии и ресурсы", - поясняет она.
Однако Илюхин подчеркивает, что проблема заключается не только в готовности отдельных школ и классов к учебному процессу в онлайн-режиме.
"Например, дистанционный формат сложно применять в начальной школе — детям в этом возрасте очень важен контакт с учителем. Скоростной интернет в труднодоступные сельские школы три месяца тоже провести затруднительно. На разработку качественных программных продуктов, в том числе и для дистанционного образования, уходят годы", - утверждает эксперт.
Он также видит риски дистанционных занятий для учащихся выпускных классов, которых в конце учебного года ждут экзамены. Свою слабую эффективность удаленка показала и для учеников с низкой мотивацией получения качественного образования.
Ограничение процесса
Несмотря на то, что отечественная система образования в условиях пандемии все же отказалась от удаленки, школы все равно могут столкнуться с проблемами в новом учебном году.
"Выполнить в полном объёме требования Роспотребнадзора, главного санитарного врача, Рособрнадзора и минпроса, по моему мнению, невозможно. Невыполнение влечёт за собой штрафы и прочие санкции, что наверняка на работе школы отразится негативно. Кстати, финансовое обеспечение санитарных мер возложено на региональные бюджеты, а там денег даже на зарплаты не хватает хронически", - отмечает Перлов.
Как заявляет преподаватель, противоэпидемические ограничения также негативно скажутся на образовательном процессе.
"Плавающие" перемены и переход на скользящий график работы нормальный учебный процесс неизбежно нарушат. Плюс ко всему, всё это приведёт к кратному росту нагрузки на учителей и, как следствие, потере ими работоспособности. Не говоря уже о падении качества работы", - добавляет он.
Даже учитывая это, недостатки удаленки на сегодняшний день перевешивают минусы традиционного обучения с условием соблюдения противоэпидемических ограничений.
"Возможные повторные ограничения, в случае их введения осенью, снова обострят эти проблемы. Понимая это, профильные ведомства приняли разумное, на мой взгляд, решение, о начале очных занятий, конечно же, с соблюдением требуемых мер безопасности. Полагаю, это понимают все участники образовательных отношений (администрация школ, учителя, дети, родители)", - заключает Илюхин.