В первый класс без букета: падение спроса на цветы к 1 сентября ускорилось

Автор фото: Коммерсант
Ранее спрос на цветы ко Дню знаний снижался на 10–15% год к году, теперь — на все 40%. Это связано с тем, что торжественные линейки проходили только у первых и одиннадцатых классов. Средняя цена букета составила от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей, то есть на 3,6% больше, чем в 2019–м. Большинство экспертов считает, что основная причина падения спроса кроется в ежегодном снижении покупательной способности населения, росте цен по всем направлениям и повышении затрат родителей на подготовку ребенка к школе. Но Станислав Станкевич, владелец семейной цветочной студии ST Flowers (на рынке 10 лет), уверен, что дело в снижении популярности самого этого традиционного жеста.
"Дарить цветы учителю на 1 сентября — это традиция, которая прививалась нам старшими поколениями. Молодые родители чаще склонны экспериментировать, думать о более разнообразных вариантах", — считает Станислав. И ведь действительно, теперь, вместо того чтобы тратить 1000 рублей на три хризантемы в пленке, родитель может склониться к покупке корзины сладостей для классного руководителя.
"Еще дело может заключаться в растущем социальном неравенстве. Нам перед 31 августа поступил большой заказ на крупную сумму, затем прямо перед линейкой позвонил родитель и попросил отменить бронь. Учителя попросили дарить одинаковые букеты на одинаковую сумму", — рассказывает эксперт.
"Да, может, цветы становятся не так популярны, тем не менее позиций своих не сдают. Не могу сказать, что на выручку от 1 сентября можно рассчитывать, всё–таки этот праздник стимулирует очень временный спрос. Больший доход можно получить от продаж на День матери", — спорит Наталия Шпилевая, владелица Paeonia.
На новые тенденции рынка влияет и всероссийская акция "Дети вместо цветов", в этом году она прошла в 7–й раз.
Участники этой инициативы сознательно отказываются от подарков классному руководителю, а сэкономленные деньги отправляют на лечение тяжелобольных детей.
Средняя выручка одного цветочного салона за 3 дня накануне 1 сентября может составить около 200 тыс. рублей. Больше — у тех, кто торгует на проходных точках. Онлайн–заказы в этом случае не сильно спасают. По подсчетам "ДП", в этом году за 31 августа и 1 сентября среднестатистический цветочный магазин наторговал 80–100 тыс. рублей, а утром 1 сентября — от 30 до 40 тыс. рублей.
Валентина Гурова, владелица мастерской DosFlores (на рынке 2 года), подсчитала, что доход от Дня знаний в этом году у нее выше в 1,5 раза, чем в прошлом. Заказов было полтора десятка, средний чек варьировался от 1,3 тыс. до 2 тыс. рублей. Клиенты с улицы чаще всего совершали покупки на 1–1,3 тыс. рублей.
"Выручка этого года на 1 сентября больше, чем в прошлом году. Но я связываю это с нашим личным ростом, а не с популярностью праздника", — говорит Инна Прусакова, владелица салона Kraft Flowers.
Она считает, что при хороших вложениях в рекламу и при подготовке к празднику можно сделать около 400 тыс. рублей за период 30–31 августа и 1 сентября.
"Нужно выяснить, чего хочет ваша аудитория и сколько клиенты готовы заплатить. На самом деле люди не будут возражать и против небольших уценённых композиций за 500 рублей. Лучше в этот день делать ставку только на несколько видов букетов и цветов, а не на максимально расширенный ассортимент. Можно также сделать pop–up–корнер в популярном месте", — говорит Прусакова. При этом подмечает, что сама не любит этот праздник за большой поток людей и низкий средний чек.
Салон цветов Secret Garden работал только на онлайн–заказы и не заметил ажиотажа. Средний чек по предзаказам составлял 1 тыс. рублей.
"В День знаний магазин может заработать, если предприниматель основательно всё спланировал. Нужно вложиться в рекламу, рассчитать количество цветов, чтобы потом не списывать излишки", — говорит Кристина Бурмистрова, владелица салона.
Самыми популярными позициями в этом году были букеты из гортензий (от 500 до 1200 рублей за штуку) и подсолнухов (хелиантус) (от 250 до 350 рублей за штуку).
"Наш средний чек на заказы составил 2,5–3 тыс. рублей. Мы в основном работали с этими цветами. Много обращались постоянные клиенты. Очень большой спрос был на маленькие композиции в сумочках, это очень удобный вариант для маленького первоклассника", — рассказывает Дарья Стех, руководитель "Цветочной лавки".
Оптовые цены на цветы к концу августа всегда повышаются на 15–20%. Иностранные поставщики хорошо знакомы с календарём праздничных дней в России. Цветы массового спроса (розы, гладиолусы, хризантемы, лилии, альстромерии и эустомы) дорожают меньше всего.
"Мы уверены, что День знаний останется одним из главных цветочных праздников для всех представителей нашего бизнеса, не стоит сбрасывать его со счетов. Дополнительно можем отметить, что перед 1 сентября хороший отклик мы наблюдали из соцсетей. При правильной подготовке контента и настроек рекламной кампании можно достичь отличных маркетинговых показателей и привлечь большое количество новых клиентов", — сообщили в пресс–службе "Флорист.Ру".