В ресторанах Петербурга заработало приложение, позволяющее сделать заказ через смартфон. Эксперты считают, что скоро подобным инструментам может оказаться тесно на рынке.
Сервис Bartello ранее работал только в Москве. СЕО приложения Данила Николаев отметил: пока в Северной столице продуктом пользуются с десяток ресторанов. Его поддерживает "Яндекс": в "Яндекс.Картах" отмечаются заведения, подключённые к сервису. Недавно появилась ещё функция — делать заказ возможно не только нажатием кнопок, но и с помощью "Алисы".
Эксперты подчеркивают: сервисов для ресторанного бизнеса на рынке множество, часть из них — петербургские. Restik, например, разрабатывает облачные инструменты: система учёта для заведений позволяет автоматизировать работу бэк–офиса, сотрудников зала и кухни, также компания предлагает электронное меню через QR–код.
Эксперты считают, что сама по себе автоматизация уже не столь актуальна: меры по повышению эффективности бизнес принял давно. Однако важно понимать цели разработчика, отмечает директор по продуктам и инновациям VR_Bank Михаил Петров, в ряде случаев инвестиции в такие проекты со стороны ресторанов могут быть оправданны. Например, наиболее актуальны системы онлайн–бронирования столиков. Удобен заблаговременный заказ блюд, позволяющий гостю получить их сразу, как только он придёт в ресторан.
Такие решения, как Bartello, рассчитаны на крупные рестораны с посадкой от 100 человек, там сервис позволяет снизить нагрузку на персонал — в зале может находиться всего три официанта. В более мелких заведениях к подобным сервисам относятся скептически. Например, в сети стритфуд–баров PITA’S не видят смысла тратить деньги на подобные приложения, говорят, что гостям привычнее делать заказ по телефону, когда сотрудники ресторана могут сориентировать по меню. А в "О, МОЙ БОУЛ!" решили создать свой сервис "по шаблону". "Приложение даёт нам аналитику, мы можем отследить свою аудиторию. Также оно позволяет ускорить самовывоз заказов. Стоила разработка 20 тыс. рублей — очень бюджетно", — рассказывает совладелица заведения Анастасия Чернова.
"Ряд экспертов считают, что решения, которые появляются сегодня на рынке фудтеха, могут съесть крупные игроки этого рынка, как произошло с Plazius, который поглотил SberFood, — отмечает Михаил Петров. — По статистике, 95% стартапов стремятся хорошо продаться в нужный момент. Но пока я видел скорее отрицательные кейсы в рамках приобретений. Яркий пример — неудавшаяся дружба Сбербанка и “Яндекса” и печальная судьба многих интересных проектов, например “Беру”".
С этим согласны не все. CEO платёжного сегмента группы QIWI (в 2019–м инвестировали в Bartello 6 млн рублей) Андрей Протопопов отмечает: "Перспектива монополизации существует всегда. Но, учитывая объём сегмента HoReCa и его неоднородность (игроками являются как крупные ресторанные сети и фуд–корты, так и локальные заведения), мы убеждены, что существовать на нём в нормальной конкурентной среде смогут несколько компаний".