Общественное пространство у проспекта Добролюбова обустроят по проекту "Студии 44" и West 8. Анализируем итоги конкурса.
Как и предсказывал "ДП", в конкурсе на проект обустройства "Тучкова буяна" победил патриотизм в лице альянса крупного российского архитектурного бюро с западным. Похоже, что проект выбрали за сдержанность при отсутствии шаблонов — как удивляющий, но в меру.
Первую строчку занял совместный проект российской "Студии 44" и West 8 из Нидерландов (его концепцию и должны будут прорабатывать после решения земельных вопросов), вторую — швейцарские JV Vogt и Herzog & de Meuron, а на третьем месте — тандем студии "Хвоя" и шведского KARAVAN landskapsarkitekter. Существенную роль в начальном отборе сыграло продуманное зонирование. Например, по проекту не пробившегося в лидеры франко–японского Kengo Kumа and Associates большую часть парка занял бы лесной массив, а ключевой идеей заявлено "воссоздание первобытного дикого леса". Американская Bjarke Ingels Group, возможно, слишком резко делит землю пополам на культурную и природную. Три финалиста были выбраны единогласно, а дальше уж развернулась настоящая борьба.
Где уединиться
Победившая команда положила в основу проекта "романтические пейзажные виды", поскольку в классических петербургских парках сложно уединиться, они слишком открыты (за исключением, может быть, реконструированного Летнего сада) при одновременном раскрытии к акватории. Проект предусматривает оранжерею, которую построят вдоль ул. Сперанского примерно напротив бизнес–центра (и отгородятся, таким образом, от заднего фасада этого здания). По задумке, эта оранжерея может стать филиалом Ботанического сада. Правда, сообщалось, Ботанический институт может испытывать финансовые трудности и не без усилий справляется с содержанием уже имеющегося имущества.
Вторая особенность — создание ландшафта с четырьмя насыпными холмами, достаточно крутыми, чтобы зимой с них можно было кататься на санках. Среди других находок, призванных удивить, — плавучая сцена для балета, к которой будет спускаться каменная лестница (по–видимому, вроде амфитеатров, которые "Студия 44" предусматривает во многих своих проектах, начиная от реконструкции Главного штаба под Эрмитаж). Эта набережная названа "Поцелуем Невы" (сходство с губами увидеть можно). Спроектированы также пешеходные эстакады индустриального вида. В целом дорожки прочерчены так, чтобы во время прогулки по ним открывались красивые виды на колокольни и другие городские доминанты по другую сторону Невы. По лужайкам разрешат ходить, как в Новой Голландии. Для детей построят веревочный парк. Тема выбрана морская — и даже военно–морская.
Само здание "Тучкова буяна" в проекте не задействовано, хотя недавно его передали городу (два других финалиста предусмотрели его под образовательную функцию). Видно, в Смольном ещё не решили до конца, что делать со старинными складами. Зато проект захватывает пл. Лихачева (ранее уже благоустроенную по программе "Газпрома"), а также предусматривает новый мост на Петровский остров, чтобы создать единый променад от Биржевого моста вдоль "дворца Бирона" и к стадиону "Петровский".
Проект "Студии 44" и West 8 (помимо возможных конъюнктурных причин, таких как желание видеть победителем соотечественника или компенсировать историю с Музеем блокады) могли выбрать потому, что он не пытается подражать московскому "Зарядью". В чём, например, можно было бы заподозрить проект "Хвои", в котором на понижениях рельефа предусмотрены "цветущие болота". Кроме того, проект–победитель не слишком прямо воспроизводит прошлое места, в отличие от не прошедшего в финал варианта французского Praxys paysage и российского KATARSIS (в нём предлагалось "впустить в парк воду", создав систему заболоченных каналов, делящих территорию на острова, которые могут "исчезнуть и появиться вновь"). Кроме того, важно, что вдоль Невы сделана классическая набережная, а холмы — сравнительно невысокие.
Впереди безбашенные
Петербургские архитекторы настаивали на том, что Северной столице свойствен равнинный ландшафт (особенно по берегам Невы), но международное жюри этот аргумент не впечатлил. Ландшафт в виде холмов высотой до 10 метров может изменить охраняемые панорамы реки. Тем не менее КГИОП не принимал непосредственного участия в работе жюри, председатель которого, главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев, пояснил "ДП", что достаточно того, что комитет по охране памятников определил для территории регламенты (в законе "О границах объединённых зон охраны…"). Участники конкурса были о них проинформированы, и проект–победитель режимам соответствует, уверен Григорьев.
Занявшие второе место швейцарские фирмы JV Vogt и Herzog & de Meuron не удержались от соблазна разместить на участке доминанту — стеклянную башню высотой почти 35 метров (что выше окружающей застройки), где предлагали устроить вертикальную оранжерею и обзорную площадку, ради которой люди, по их идее, и пошли бы в парк. Купол оранжереи (правда, пониже) предлагал и тандем французского Michel Desvigne Paysagiste и российского Meganom (не вошли в тройку победителей). Идея с башней, особенно высокой, неизбежно вызвала бы скандал, который добавил бы проблем в и без того не безоблачный проект (организаторы конкурса затруднились ответить на вопрос "ДП", как удастся финансировать такой проект в период кризиса при предполагаемой цене вопроса 5–6 млрд рублей).
В целом найдя те же ходы, что и российские зодчие (например, мост на Петровский остров), вторые призёры из Швейцарии перестарались с зонированием. Например, предусмотрели низину с затапливаемой по весне талыми водами площадью. Эта идея отсылает к прошлому места, когда здесь ещё не было сплошной суши, а имелось лишь несколько островков с протоками (постепенно их все засыпали). Кроме того, концепции второго и третьего финалистов, видимо, не по времени свободные и раскрепощённые. Швейцарцы позаботились о людях, которые любят раздеться и загорать, прислонившись к южной стене Петропавловской крепости. Они — в целевой аудитории ступеней на широком (более широком, чем в победившем проекте) променаде вдоль Невы.
"Хвоя" же предусмотрела винный бар — "отсылку к винным складам Ватного острова". Впрочем, мастерская предложила окружить территорию лесом, который, надо думать, отделил бы её от окружающей строгости.
Необычную концепцию парка–аттракциона задумал альянс французских Agence Ter и Philippe Rahm architectes. Он предложил воссоздать на Неве сказку "12 месяцев" о девочке, которая встретила все месяцы одновременно, организовав на "Тучковом буяне" несколько климатических зон.