Российские власти хотят увеличить транзит контейнеров через территорию страны. Петербургу это выгодно: его терминалы недозагружены.
Обещанное правительством России субсидирование транзита контейнерных грузов позволит увеличить объём перевозок через страну в 200–300 тыс. TEUs. Как следует из документа с подписью премьер–министра России Михаила Мишустина, льготный тариф действует в отношении международного транспортного коридора "Восток — Запад". Размер компенсации составит от 25 тыс. до 77 тыс. рублей за грузовой контейнер в зависимости от его типа и направления транзита.
Несмотря на пандемию, объём контейнерных перевозок через сеть РЖД с января по август 2020 года вырос до 488 тыс. TEUs, что на 33,7% больше аналогичного периода прошлого года. Показатель к концу этого года, скорее всего, составит 600 тыс. контейнеров, уверен генеральный секретарь Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП) Геннадий Бессонов.
Китай в нас верит
"Уже достигнутые цифры — очень хороший показатель. Начиная с 2017 года у нас резко вырос объём перевезённых контейнеров в транзитном направлении. Причина проста: основной формирующей грузовой базой для России остаётся Китай. Их экспедиторские компании, производители поверили в возможность российских экспедиторов в перевозке грузов. В этом году, когда произошла большая турбулентность из–за пандемии, мы увидели повышение грузопотока. Многие товары, которые перевозились в контейнерных объёмах авиационным транспортом, перешли на железнодорожный", — сказал эксперт в рамках форума Transtec–2020.
Как свидетельствуют данные КСТП, 67% всех транзитных грузов проходит по направлению Восток — Запад, 22% — в сообщении между Западом и Казахстаном и странами Центральной Азии, 9% — между Китаем и Белоруссией.
Возможно, нарастить объём перевозок через свою территорию России поможет и онлайн–площадка Aliexpress. Китайский игрок планирует увеличить ежедневный объём обрабатываемых отправлений с 250 млн единиц до 1 млрд к 2025 году.
"Сейчас стоит задача по перевозке 1 млн TEUs транзитных грузов через Россию ежегодно — это амбициозная цель. Но как её достичь? Ведь основной вход грузопотока происходит через территорию Казахстана, а наши входные точки — Находка, Забайкальск, Гродеково, Владивосток — не увеличивают объёмы, а в отдельных случаях даже снижают. Хотя, конечно, предпринимаются меры по субсидированию перевозок, например практически нулевая ставка при перевозке 40–футовых контейнеров", — говорит Геннадий Бессонов.
Карты уже нарисовали
Развитием такого транзита в России занимается АНО "Дирекция международных транспортных коридоров" (ДМТК), созданная в апреле этого года. Структура, которая должна выполнять роль финансового распределителя и аналитического центра, подчиняется Минтрансу, Минэкономразвития и госкорпорации "ВЭБ.рф". Директор департамента международного сотрудничества Минтранспорта Роман Александров рассказал, что сейчас рассматривается 10 путей международных транспортных коридоров, обслуживаемых в том числе автомобильным грузовым транспортом.
"Карт за эти годы нарисовано много. Под маршрутами мы понимаем объединение рынков. Перечень согласовали со всеми министерствами и скоро маршрутную сетку готовы перенести на бумагу. Наша задача — посмотреть корреспонденцию грузов и возможность увеличения грузопотока. Далее в рамках маршрутов будем прописывать логистические цепочки конкретных трассировок, — говорит Роман Александров. — Важно понимать, что международные транспортные коридоры не начинаются в России и не заканчиваются в ней, они по своему принципу межнациональные. Мы не можем фокусироваться только на российской части транспортных коридоров, а должны рассматривать их целиком, от места зарождения до места погашения. Некоторые маршруты нужно упаковывать в международные форматы, а некоторые не нужно. Весь смысл в том, что не будет универсального решения — будем адаптировать конкретный маршрут под конкретные задачи".
Всего KPI будут определять по 11 пунктам: регулярность транзита, время в пути, ежегодные объёмы экспорта транспортных услуг и перевезённых грузов, количество оборотных рейсов, количество экспортно–импортных вагонов, установленная сквозная транзитная ставка и прочие показатели. При этом эксперт уверен, что Россия также может зарабатывать на чужом транзите — например, через участие в концессионных соглашениях в транспортных проектах соседних государств.
"Есть несколько коридоров, которые конкурентны по отношению к России. Вообще надо научиться зарабатывать на чужих коридорах — не бороться с ними, а зарабатывать на них, — говорит Роман Александров. — Причём успешное развитие наших коридоров невозможно без участия бизнеса, которому предлагаем софинансировать эти работы. Например, есть интересант в логистической цепочке. Мы готовы отдавать средства на зарплату, помещения, поддерживать в контакте с властью".
По словам Романа Александрова, в этом году особое внимание уделяется развитию коридора Север — Юг, маршрут которого строится от Ирана до Финляндии. Большая часть пути груза проходит через территорию России, в том числе грузовой узел Петербурга.
Контейнерный недобор
В Петербурге до 2024 года планируется строительство двух крупных транспортно–логистических центров суммарной мощностью не менее 7,2 млн тонн. Один из них будет располагаться в Шушарах, а другой — на территории портового комплекса в Бронке. Объём финансирования и источники пока не определены.
"Подписать соответствующие соглашения планируется до конца 2020 года", — сообщили в пресс–службе Минтранса.
Большая часть контейнерных грузов в Петербурге переваливается через портовую инфраструктуру. За 8 месяцев работы в этом году контейнерный оборот порта Санкт–Петербург составил 1,4 млн TEUs (как транзитные, так и экспортно–импортные грузы). Это на 6% меньше объёма аналогичного периода 2019 года.
В этом году изменяются рыночные позиции стивидоров, говорит директор по направлению аналитика и логистика "Морстройтехнологии" Александр Головизнин. К примеру, лидер по объёму и темпам роста ЗАО "Контейнерный терминал Санкт–Петербурга" снизил грузооборот за 7 месяцев 2020 года на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие же результаты у компании "Феникс".
"Мы видим, что ЗАО “КТСП” и “Феникс” вдруг просели. А вот АО “ПКТ” и АО “ПЛП”, входящие в группу Global Ports, в которой группа "Дело" владеет 30,75% акций, показали существенный прирост. По всей видимости, это эффект от синергии “Трансконтейнера” (был куплен ГК “Дело” в 2019 году. — Ред.) и терминалов под управлением группы “Дело”", — заключает специалист.
“
Экспорт транспортных услуг составляет $22 млрд, это половина экспортных доходов от продажи российского газа. Динамика ежегодного роста в этой сфере — 10%. И у России колоссальные возможности. Объём торговли между Евросоюзом и Китаем превысил в 2019 году $1 трлн. Поэтому для России потенциал можно было бы измерить в сумму от $50 млрд до $100 млрд. Самый большой потенциал у морских портов.
Светлана Воронцова
первый вице–президент ГК "Транспортная Интеграция"
“
Китай наращивает обороты, и, понятно, он будет искать альтернативные пути доставки. Они могут пойти в обход России. Например, они запустили коридор Ланьчжоу — Ташкент, несмотря на то что от границы Китая до железнодорожной станции в Киргизии более 200 км, но Китай планирует уже построить эту ветку.
Алевтина Кириллова
руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО "Российский Экспортный Центр"