Промпроизводство Петербурга в августе вернулось к отрицательной динамике, сократившись на 7%
Индекс промышленного производства (ИПП) Санкт–Петербурга в прошлом месяце составил 93% по сравнению с августом 2019–го, сообщили "ДП" в Петростате. Этот итог схож с общероссийским: промышленное производство в России в августе выросло на 2,9% по сравнению с июлем, но к августу–2019 упало на 7,2%. В министерстве экономического развития РФ отмечают, что за этот месяц в обрабатывающей промышленности воcстановление приостановилось, а ухудшение динамики наблюдалось в отраслях, ориентированных на инвестиционный спрос, а также в производстве потребительской продукции, не относящейся к товарам первой необходимости.
Вслед за общероссийским производственный сектор Петербурга вернулся к снижению после небольшого июльского всплеска. В июле 2020–го промышленное производство города впервые после введения ограничительных противоэпидемиологических мер продемонстрировало прирост, прибавив 3,6% к июлю прошлого года и 6,2% к июню 2020–го.
В итоге динамика ИПП по итогам января–августа остаётся отрицательной: в Петербурге он за этот период составил 95,3%, в соседней Ленинградской области — 98,5%, в России — 95,5% к аналогичному периоду прошлого года.
Продолжая падение
По итогам августа в отраслевом разрезе промышленность города продемонстрировала разнонаправленную динамику. Из 23 отраслей, включённых в сектор обрабатывающих производств, приросли только девять, следует из данных Петростата. Самый глубокий спад — в производстве прочих транспортных средств и оборудования, включая судостроение (на 35,3% по сравнению с августом 2019–го), одежды (–33,7%), кожи и изделий из неё (–31,2%), электрического оборудования (–19,6%), а также готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (–17%).
Наибольшее снижение продемонстрировали две группы отраслей промышленности. Первая — производящая непродовольственные группы товаров потребительского спроса, отмечает заведующий кафедрой государственного муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Алексей Балашов. На результатах работы этих предприятий негативно сказалось увеличение товарных запасов на оптовых складах и в розничной торговле, поскольку непродовольственный ретейл из–за коронавирусных ограничений не работал как минимум весь II квартал, поясняет он.
"Вторая группа, которая продемонстрировала максимальную динамику падения (судостроение, производство электрического оборудования, производство готовых металлических изделий), — это отрасли, “завязанные” преимущественно на корпоративное финансирование, которое также в период коронавирусных ограничений было приостановлено", — говорит Алексей Балашов.
По его оценке, до конца года можно ожидать слабого роста объёмов производства второй группы отраслей, но эти объёмы всё же не достигнут уровня 2019–го. В свою очередь, для производителей непродовольственных групп товаров потребительского спроса последствия коронавирусных шоков будут более болезненными. "Покупательная способность населения в текущем году понизилась весьма заметно", — напоминает эксперт.
Однако, к примеру, в судостроении снижение производства заметили не все. На Северной верфи "ДП" сообщили, что, наоборот, завод увеличил производственные показатели примерно на 10% к прошлому году. "В августе снижения нет. Оно наблюдалось в апреле–мае и было обусловлено пандемией и пребыванием некоторых работников на самоизоляции или больничных", — отметили на заводе.
В июле предприятие передало ВМФ фрегат "Адмирал флота Касатонов", в августе сработало тоже неплохо, полагают на Северной верфи. Там добавили, что планируют наращивать объёмы от месяца к месяцу.
На отложенном спросе
Всё же некоторые городские производственники по итогам августа смогли нарастить производство. В числе лидеров — производители химических веществ и продуктов (они нарастили объёмы на 18,8% по сравнению с августом прошлого года), текстильных изделий (+15,5%), напитков и пищевых продуктов (+9,7% и 7,4% соответственно), а также металлурги (+5,9%).
Рост производства текстильных изделий в августе по сравнению с прошлым годом обусловлен компенсацией потерянных объёмов производства в разгар пандемии в марте–июне 2020 года, а также продолжающимся повышенным спросом на медицинские изделия — маски, защитные костюмы, медицинские халаты, полагает Никита Муров, генеральный директор "Бронка Групп", в которую входит АО "Прядильно–ниточный комбинат имени С. М. Кирова".
Это предприятие в начале весны переориентировалось на выпуск нитей для медицинских масок. По оценкам компании, с того времени из ниток, выпущенных комбинатом, произвели более 60 млн средств индивидуальной защиты для больниц Петербурга и Москвы.
По оценке Мурова, среднемесячные объёмы производства отрасли до конца года останутся на уровне августа 2020–го. "Сохранятся тенденции восполнения дефицита производства II и III кварталов этого года", — говорит он.
Кризис обошёл их стороной
Пищевая промышленность — одна из немногих отраслей, кризиса почти не заметивших. Рост в этой отрасли (на 4,7% в январе–августе) связан с тем, что во время пандемии значительно сократилось потребление вне дома, говорит директор по связям с общественностью "Fazer Россия" Екатерина Кулиненко. "Мы все несколько месяцев не имели возможности ходить в рестораны и кафе и питались исключительно дома, что повлияло на объём закупаемых продуктов. Несмотря на открытие общепита этим летом, тренд готовить и питаться дома сохранился, — рассуждает она. — Кто–то потерял работу и находится в режиме жёсткой экономии, кто–то испытывает страх заразиться и предпочитает лишний раз не бывать в публичных местах: пандемия ведь не закончилась. Кому–то просто понравилось снова вернуться к концепции домашнего питания".
Кроме того, нынешний август отличается от предыдущего тем, что люди в значительной степени оказались лишены возможности путешествовать. Большинство покупателей никуда не уехали, а остались в городе или на дачах. Поскольку вся семья находится дома, то выросли еще и объёмы продаж больших упаковок продуктов, так называемых family pack.
"Наши продажи подтверждают тренд роста объёмов. Но, поскольку покупательная способность в России снизилась, спрос сместился в массовые и самые доступные категории, и, как следствие, объёмы продаж в денежном выражении снизились, но не так драматично", — добавляет Екатерина Кулиненко.
В пивоваренной компании "Балтика" отмечают рост спроса на напитки в летний сезон, который, на радость их производителям, выдался тёплым.
"Итоги июля–августа мы ещё не подводили, но по результатам II квартала можем сказать, что наши отгрузки увеличились на 3%. И тёплая погода этому способствовала", — резюмирует старший директор по коммуникациям региона Восточная Европа "Балтики" Надежда Овсянникова.