Жёсткая конкуренция осложняет жизнь пищепрому. Пока лидерство остаётся за крупными игроками.
Лидерами по объёмам пищевого производства остаются Калининградская область (оборот предприятий за полугодие — 100,3 млрд рублей) и Петербург (86,8 млрд). Тенденция роста наблюдается у тех компаний, которые изменили стратегию развития либо инвестировали дополнительные средства.
Даже фактор пандемии в 2020 году не внёс в работу предприятий значительные коррективы. Наоборот, пищевая промышленность оказалась в списке наименее пострадавших отраслей, поскольку она не приостанавливала свою работу.
Кроме того, карантин подтолкнул осваивать новые рынки в Европе и на Ближнем Востоке.
Рыбно–молочный бум
Большинство отраслей северо–западного пищепрома не демонстрируют стабильной динамики. Исключение — производители молочной продукции Петербурга, Вологодской и Ленинградской областей. Эксперты объясняют это новыми инвестициями в модернизацию на предприятии и запуском новых продуктов.
"Средние темпы роста колеблются в промежутке между 2–3 и 6%, за исключением компании “Северное молоко” (+23%), которая в 2019 году запустила творожную линию. Остальные компании росли не очень высокими темпами", — отмечает генеральный директор Национального союза производителей молока Артём Белов. По его прогнозам, в 2019 году темпы роста рынка в оптовых ценах составили примерно 9%.
Также хороший прирост показала рыбная отрасль, особенно ООО "РК “Полярное Море+”" в Мурманской области (+68%). Правда, руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов объясняет это нахождением предприятия в структуре рыбопромышленного холдинга "Норебо".
"Естественно, внутри группы можно по–разному выстраивать финансовые модели и вести учёт, поэтому, скорее всего, это в большей степени связано с моделью учёта бизнес–процессов", — считает он. По словам Балашова, производительность и финансовые результаты рыбоперерабатывающего предприятия за год так резко увеличиться не могут, а данные показатели могли стать результатом изменения финансовой модели внутри "Норебо–холдинга" по отношению к береговой фабрике.
Но и другие компании отрасли чувствуют себя неплохо. Так, показатели выручки ТД "Балтийский Берег" (+12%) и РОК–1 (–1%) обусловлены спецификой их продукции и высоким спросом на неё, поскольку рынок красной рыбы в стране ещё не заполнен окончательно после ухода с наших прилавков норвежского лосося.
В 2020 году отрасль продолжает испытывать проблемы из–за нехватки рыбного сырья, однако наблюдается тенденция к выходу на экспорт — аквакультурные предприятия из Ленобласти решили освоить китайский рынок, в то время как молочная отрасль взяла курс на модернизацию производства.
В Питере — пить
Финансовыми гигантами в СЗФО остаются производители пива в Петербурге, однако в период с 2019 по 2020 год крупным игрокам пришлось приспособиться к динамичным условиям рынка и разработать новые стратегии. Например, в компании "Балтика" выручка за 2019 год снизилась на 4%. В самом предприятии спад объясняют высокой конкуренцией.
"Конкурентная среда на рынке пива была очень жёсткой, кроме того, на объёмы продаж повлияли неблагоприятные погодные условия и эффект спада в сравнении с прошлым годом, когда в стране проходил Чемпионат мира по футболу", — комментирует старший директор по коммуникациям региона Восточная Европа пивоваренной компании "Балтика" Надежда Овсянникова.
Действительно, прямые конкуренты "Балтики", ООО "ОПХ", показали положительную динамику, рост выручки в компании составил 16%. Как отмечают в пресс–службе Heineken, объём продаж за год вырос на 4–6%, прежде всего благодаря росту более чем на 10% в премиальном сегменте.
В 2020 году наблюдается новая тенденция: компании заявили о резком увеличении спроса на безалкогольную продукцию. Объём её производства на пивоварнях Heineken за 6 месяцев текущего года относительно первого полугодия 2019–го увеличился примерно на 20%.
Дорогое зерно
Падение выручки также пришлось испытать комбикормовым заводам Ленинградской области. В данной отрасли наблюдается новая тенденция: те компании, которые привязаны к крупным агрохолдингам, чувствуют себя лучше, остальные оказываются "за бортом". К примеру, наибольший спад (26%) зафиксирован у Лужского ККЗ. По мнению исполнительного директора Национального кормового союза Сергея Михнюка, причиной может быть как раз то, что предприятие не вовлечено в деловые цепочки какого–либо агрохолдинга.
Зависимость от рынка комбикорма на себе испытывают производители муки из зерновых культур. Так, в ЛКХП им. Кирова (занимается производством и продажей как комбикорма, так и муки) рост выручки составил 24%, однако на предприятии этот фактор объясняют ростом цен на основные составляющие комбикорма на 25%.
"Из–за этого у нас выросла выручка, поэтому пришлось транслировать это в цены", — рассказала гендиректор компании Наталья Загорская. По её прогнозам, после 2020 года ситуация только ухудшится. "Из–за того что экспорт зерна интенсивно растёт, растут цены на соевое и белковое сырьё, тонна муки просто в стоимости увеличивается из–за сырьевой составляющей", — отмечает она.
Рост цен на зерно усложняет жизнь и хлебопекарной отрасли, а усугубляет ситуацию снижение объёмов заказов в связи с переходом сетей на работу без возвратов. Как заявили в пресс–службе "Фацер", крупнейшего производителя по СЗФО, выручка от реализации компании в России по итогам 2019 года составила 12,7 млрд рублей по российскому учёту — на 7% ниже прошлого года. По данным компании, прибыль российского подразделения "Фацер" в 2019 году составила 325 млн рублей, общий объём инвестиций в России в 2019 году — 367 млн рублей.
В целом отрасль нуждается в большем количестве времени для адаптации к новым условиям, однако влияние роста цен на продукцию неизбежно.
Материал подготовлен в рамках проекта "
Рейтинг промышленных предприятий — 2020
"