Клиенты морского перегрузочного комплекса "Бронка", который входит в структуру Большого порта Санкт–Петербург, жалуются на переплаты из–за "лишних" операций с контейнерами. Этот вопрос поднимался на рабочей встрече, где присутствовали участники ВЭД, таможенники и руководство оператора порта — ООО "Феникс". При этом в Балтийской таможне наличие проблемы отрицают.
Проблема непредвиденных трат на перемещение контейнеров по территории морского многофункционального перегрузочного комплекса "Бронка" волнует участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не первый месяц. По словам осведомлённых игроков рынка, она вызвана недостаточно слаженным взаимодействием между оператором порта — ООО "Феникс", которое осуществляет перемещение грузов по территории комплекса, — и таможенными органами.
"Часто получается так, что экспедитор подаёт заявку оператору на отгрузку контейнера для отправки его в зону таможенного досмотра и “Феникс” подгоняет туда груз. Таможня в это время не успевает получить нужные электронные документы, поэтому груз просто возвращают обратно. Надо понимать, что за любую подобную операцию участнику ВЭД надо платить. Речь идёт о десятках тысяч рублей за один контейнер в зависимости от особенности груза", — поясняет "ДП" источник, знакомый с ситуацией.
"Фениксу", который получает доход от всевозможных операций с грузами, такой расклад с экономической точки зрения оказывается только на руку. Согласно прейскуранту на сайте Бронки, стоимость перемещения контейнера к месту проведения взвешивания или к инспекционно–досмотровому комплексу (зоне "просвечивания") и обратно составляет 6 тыс. рублей. При технических заминках и повторных перемещениях эта сумма кратно растёт.
Шесть тысяч рублей, которые участник ВЭД должен заплатить за перемещение груза на досмотр, — сумма небольшая. Но, когда речь идёт о сотнях и тысячах контейнеров, экономика выходит внушительная. По данным сайта Бронки, терминал может обработать до 500 тыс. контейнеров (TEU) в год. А проверяться в определённые периоды могут до 50% грузов.
В конечном счёте у участников ВЭД возникают претензии как к гоняющему вхолостую грузы "Фениксу", так и к местным таможенникам, которые якобы не могут вовремя принять контейнер.
Потребовались трёхсторонние консультации
16 сентября в Бронке прошла рабочая встреча, на которой присутствовали участники ВЭД, руководство ООО "Феникс" и представители таможенных органов. На повестке дня оказалась проблема переплат участниками ВЭД за услуги портового оператора.
Казалось бы, Балтийскую таможню, в ведении которой находится таможенный пост Бронка, сложившаяся ситуация устраивать не должна. И, по информации "ДП", претензии к "Фениксу" имели место. Но в публичном пространстве таможенные органы проблему обсуждать не готовы.
"В Балтийскую таможню жалобы от участников ВЭД, связанные с задержкой на этапе прохождения таможенного контроля, а также на деятельность на территории морского многофункционального перегрузочного комплекса “Бронка”, не поступали. Балтийская таможня не располагает информацией о наличии жалоб от участников ВЭД, направленных в Северо–Западное таможенное управление, по вышеуказанным вопросам", — ответил на запрос "ДП" начальник Балтийской таможни Сергей Сенько. Примечательно, что этот комментарий "ДП" получил спустя 5 дней после проведения рабочей встречи.
В пресс–службе "Бронка Групп" "ДП" сообщили, что для своевременного решения возникающих вопросов в ММПК "Бронка" регулярно проводятся рабочие встречи администрации порта с участниками ВЭД. "Одна из подобных встреч, в фокусе которой были вопросы повышения эффективности общей работы, действительно состоялась 16 сентября на территории порта между администрацией ММПК “Бронка” и Гильдией профессионалов ВЭД “Гермес”. Её итоговый протокол находится на согласовании всех участников встречи, а все процессы таможенного контроля, оформления и выпуска в ММПК “Бронка” проходят в штатном режиме", — добавили в пресс–службе.
Коллизию, которая долгое время обсуждалась лишь в кулуарах, обещали урегулировать. "По итогам встречи 16 сентября были найдены решения по устранению возможных задержек передачи информации и инструкций по грузам от таможенных органов, терминалов и участников ВЭД посредством синхронизации информационных систем. Во многом ситуация обусловлена тем, что таможенные органы и участники рынка пользуются чаще разными информационными программами, через которые происходит обмен данными. Поэтому и случаются задержки. Как только это будет устранено, действия по выставлению на досмотр будут также отлажены", — пояснила "ДП" президент Ассоциации импортёров плодоовощной продукции Ирина Капитанова, которая присутствовала на рабочей встрече.