Банкротное дело в отношении ООО "Фаэтон — топливная сеть номер 1", которое владеет сетью АЗС в Петербурге, может несколько изменить расклад на рынке бензина в городе.
Банкротный иск на сумму почти 400 тыc. рублей к "Фаэтону" подало ООО "Скат". Это стало уже не первой попыткой ликвидировать владельца сети АЗС, которая представлена в Петербурге и Ленобласти. Ранее с аналогичным иском, только на более внушительную сумму (11,6 млн рублей), в арбитражный суд обращалось ЗАО "Национальные фонды", но дело пока не рассмотрено.
В "Скате", который предоставляет ремонтно–строительные услуги и осуществляет техобслуживание оборудования заправок, комментировать суть претензий отказались. Игроки топливного рынка подсказывают, что нынешние события, скорее всего, продолжение серии банкротных дел в отношении структур холдинга "Фаэтон", который основал Сергей Снопок (на фото). Проблемы у холдинга начались ещё в 2009 году, а весной этого года в ряде сельскохозяйственных подразделений "Фаэтона" прошли обыски из–за миллиардного долга Россельхозбанку.
"Данный банкротный иск нельзя назвать неожиданностью. У многих компаний были претензии к “Фаэтону”, который на этом фоне распродавал свои АЗС крупным топливным предприятиям вроде “Газпрома”. Не исключено, что от части нерентабельных АЗС “Фаэтон” избавится и на этот раз", — поясняет президент Нефтяного клуба Санкт–Петербурга Олег Ашихмин.
Два года назад в Нефтяном клубе подсчитали, что доля "Фаэтона" на городском топливном рынке составляла 5%, но с тех пор она падает.
Возможное банкротство ООО "Фаэтон — топливная сеть номер 1" и распродажа ряда заправок закономерно могут привести к сокращению доли независимых АЗС, предупреждают эксперты. Совсем недавно о слабой конкуренции на петербургском рынке бензина рассказали в городском УФАС. По оценкам ведомства, доля продаж бензина вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) составляла 58,6% в 2018 году. Спустя всего год она поднялась до 82%.
В УФАС также указывали на труднопреодолимые барьеры для выхода новых продавцов на розничный рынок топлива — дорогую землю, бюрократию и всё то же засилье ВИНКов.
"В случае банкротства "“Фаэтона” гораздо охотнее заправки купят крупные компании. Независимые игроки вряд ли захотят расширяться, потому что ситуация сейчас очень тяжёлая. В подобных банкротных делах многое зависит от действий внешнего управляющего. При грамотной работе проблем с заправками возникнуть не должно. Они или будут сданы в аренду другим компаниям, или останутся под контролем управляющего. Редко бывает так, что АЗС простаивают", — пояснил вице–президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев.