Ждали достоверного сериала про медиа — не дождались
Дерзкий, модный, молодёжный сериал "Просто представь, что мы знаем" взорвал российское медиапространство, потряс умы и вызвал бурное обсуждение на всех площадках — от традиционных СМИ до Facebook и анонимных telegram–каналов, которым он, собственно, и посвящён.
Думаю, создатели сериала хотели бы, чтобы эта заметка начиналась именно так. Но нет. Не взорвал. Не потряс. И вызвал в лучшем случае недоуменное пожатие плечами в стиле "что это было?".
Для краткости сериал обычно обозначают аббревиатурой ППЧМЗ, и это вполне отражает его суть: странно, невнятно, но стильно. Проект действительно очень мастеровито и недёшево снят. Логично: продюсировала команда под управлением Александра Цекало, в чьей компетентности сомневаться не приходится. Но, если отвлечься от формы, всё становится гораздо печальнее. И это странно, потому что содержанием тоже занимались не случайные люди. До того как стать режиссёром, Роман Волобуев построил неплохую карьеру в СМИ, а потому и понимания медийной кухни от него ждёшь глубокого.
Вместо этого на экране творится какой–то сумбур. Три главные героини напряжённо изображают прожжённых профи, но при этом ведут себя как непутевые стажёрки, не понимающие, чем сенсация отличается от скандала, а влиятельность — от назойливости. Несмотря на это, им каким–то образом удаётся раскрутить свой канал с неудобопроизносимым названием до 500 тыс. подписчиков. Угу. На захватывающих новостях про учителей–педофилов и неспособности различить однофамильцев (обойдёмся без спойлеров, но на этом строится завязка истории). У канала "НЕЗЫГАРЬ", хоть и деградировавшего после перепродажи, но до сих пор сохраняющего влияние, на момент написания этого текста значилось 346,9 тыс. подписчиков. Mash, флагман "желтушного сегмента" telegram, за 3 года собрал 882 тыс. Аргументом "это ж кино" оправдать можно многое, но в сериале про журналистику всё же хотелось бы видеть хоть какой–то фактчекинг.
Евгений Стычкин, играющий что–то среднее между Олегом Кашиным и собирательным образом золотого состава редакции "Коммерсантъ", довольно обаятелен, но только до того, как начинает говорить. В сериале его персонаж отвечает за репрезентацию "старой школы" в противовес молодым нахалкам. И поэтому особенно досадно слушать, как "акула пера" рубит на лету интересные сюжеты, "потому что это не вместить в тысячу знаков, а больше никто читать не будет", или деанонимизирует собственный канал в эфире радио, вместо того чтобы нагнетать вокруг него туман и ажиотаж.
В итоге получается хоть и прогрессивная, с хорошо отработанной повесткой отношения к ЛГБТ, культуры согласия и прочих веяний современности, но довольно блёклая история. Которая ещё и обрывается на полуслове (первый сезон почему–то решили ограничить всего четырьмя сериями). А жаль. Российский сегмент telegram с его анонимной экспертностью и диванной политологией, выведенной на новый уровень, — действительно феномен, заслуживающий всестороннего изучения. Живое доказательство того, что российская земля, несмотря на все сложности со свободой слова, по–прежнему может рождать собственных быстрых разумом Ассанжей. Но ППЧМЗ с этой задачей не справляется. Невольно провоцируя ответить на своё название цитатой из другого, гораздо более успешного сериала: "Ничего ты не знаешь, Джон Сноу".