"Меандр" отбился от претензий Минкульта на 134 млн рублей. Отбиться от следователей сложнее.
Поводом и для арбитражного спора, и для уголовного дела стал один и тот же контракт — на ремонтно–реставрационные работы петербургской Консерватории им. Римского–Корсакова (606 млн рублей), заключённый в 2017 году Северо–Западной дирекцией Минкульта (СЗД) с "Меандром". В 2019–м реставраторы его расторгли. По версии "Меандра", заказчик не выполнил свои обязательства: часть рабочей документации подрядчику вообще не передал, а в той, что передал, имелись существенные нарушения, не позволявшие вести работы.
На момент разрыва договора реставраторам выплатили аванс 190,2 млн рублей. В свою очередь, "Меандр" посчитал, что из–за этого контракта у него возникли убытки, он провёл зачёт и оставшуюся сумму вернул заказчику. Однако СЗД не согласилась с таким расчётом и отправилась в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти взыскивать 134,1 млн рублей.
При разрешении этого спора, как следует из материалов дела, арбитраж исходил из следующего: подрядчик не мог выполнить работы, поскольку госзаказчик не исполнил свои обязанности, предусмотренные контрактом; решение подрядчика об одностороннем отказе от контракта не оспорено и не признано недействительным. Арбитраж отказал СЗД в иске. Правда, спор ещё не окончен: дирекция подала апелляционную жалобу. СЗД на запрос "ДП" не ответила.
Алина Хамматова, руководитель проектов адвокатского бюро "S&K Вертикаль", считает решение первой инстанции не совсем обоснованным: "Исходя из доводов, заявленных дирекцией, оснований для отказа в полном объёме не имелось".
По её оценке, некоторые фактические обстоятельства дела свидетельствуют о завышении подрядчиком суммы убытков: "Меандр" лишён права включать в них затраты на материалы, которые, по словам СЗД, он после прекращения договора не вернул заказчику; расходы по зарплате сотрудникам были компенсированы подрядчику при проведении расчётов, предусмотренных условиями договора. Более того, в решении достаточно слабо освещён вопрос о расходах по оплате третьим лицам, якобы понесённых подрядчиком. "Этот довод, безусловно, требует более тщательной проверки на предмет относимости и необходимости этих расходов для исполнения договора. С учётом изложенного перспективы отмены решения суда первой инстанции достаточно велики", — прогнозирует Алина Хамматова.
Уголовный эскиз
Выигрыш "Меандра" в арбитраже практически совпал с арестом гендиректора компании Елены Завадской и Евгения Ярмоша, которого правоохранители считают фактическим владельцем компании. Им предъявлено обвинение в мошенничестве. По версии силовиков, обвиняемые похитили большую часть из 190 млн рублей, выделенных в качестве аванса на ремонт петербургской Консерватории: деньги перевели на фирмы–однодневки, а затем обналичили, работы при этом не были выполнены.
Это не первое уголовное дело, в котором фигурирует "Меандр". По данным СМИ, полиция Севастополя, где петербургская компания занималась реконструкцией Исторического бульвара (госконтракт на 435,5 млн рублей), возбудила уголовное дело по ст. 159 УК (мошенничество). По версии следствия, бюджетные средства (сумма не уточнялась) похитили неустановленные лица из руководства "Меандра".
Сам проект так и не завершён, хотя объект планировалось сдать к 75–летию Победы в ВОВ. В Крыму, к слову, петербуржцы заключили несколько госконтрактов на строительство и реконструкцию Ханского дворца в Бахчисарае, дворца "Ласточкино гнездо", Крымского государственного центра детского театрального творчества.
Очередь кредиторов
Выручка компании, по данным СПАРК, в 2016–2018 годах стабильно держалась в районе 1,25 млрд рублей, но в 2019 году резко упала — почти до 0,7 млрд рублей. При этом и суммы госконтрактов "Меандра" тоже упали: с 3,08 млрд рублей в 2017 году до 1,12 млрд рублей в 2019–м. ФНС, по данным СПАРК, с 25 сентября этого года вынесла 12 решений о приостановке операций по банковским счетам компании.
Произошёл также и рост исковой нагрузки. В 2016 году "Меандру" был предъявлен всего лишь один иск, а в этом он является ответчиком уже в 44 арбитражных процессах.
С мая текущего года на Федресурсе было размещено шесть уведомлений о намерении банкротить "Меандр". Но при этом до суда дошли лишь два кредитора. Первую попытку предприняло ООО "Росстройнева" с требованием на 948 тыс. рублей в июне этого года. Однако процесс не пошёл: кредитор отозвал своё заявление. А в сентябре ИП Руслан Махарадзе предъявил "Меандру" банкротный иск на 3,17 млн рублей. Он занимается отделочными работами, и, судя по данным картотеки арбитражных судов, его привлекали в качестве субподрядчика на московском объекте "Меандра", но за работы сполна не расплатились. Такая ситуация позволила ему получить решение арбитража о задолженности со стороны контрагента, а потом инициировать банкротный процесс "Меандра". Правда, пока его заявление только принято арбитражем.
"Безусловно, положение организации не самое радужное, однако при наличии заказов и накопленных средств компания может выйти из долговой проблемы", — прогнозирует Станислав Солнцев, управляющий партнёр юрфирмы "Солнцев и партнёры".