Традиционные фитнес–центры стремятся выжить в конкуренции с другими форматами. Кадры есть, и есть работа.
Рост интереса к командным играм и wellness–направлению, "переезд" тренеров в камерные залы, востребованность курсов онлайн–занятий — изменений со знаком минус для фитнес–индустрии куда больше, чем позитивно или хотя бы нейтрально окрашенных новшеств.
В Петербурге закрыты 45% фитнес–центров. А с новым локдауном — пока ещё лишь мнимым — число таковых может возрасти до 50–70%. Речь о несетевых заведениях. Но модернизироваться пришлось и сетям.
Почти банкрот
Одна и та же формулировка — "губернатор Санкт–Петербурга Александр Беглов подписал постановление о…" — в течение буквально 3 месяцев сначала заставила фитнес–индустрию паниковать, а затем — ликовать. С 26 марта все спортзалы и бассейны пришлось срочно закрыть из–за распространившегося коронавируса, а возобновить работу разрешили лишь 6 июля. Даже крупные сети зачастую не могли справиться с трудностями (и эмоциями), угрожая инициировать процедуру банкротства, если не будет оказана господдержка.
По словам создательницы единого абонемента Fitmost Александры Герасимовой, в России из топ–100 самых посещаемых спортцентров (всего к сервису подключено около 1,5 тыс. партнёров) закрылось всего три клуба, а в сентябре к приложению подключились 60 новых мест. В Петербурге процент закрытий оказался больше. Вынужденный перерыв в работе стал фатальным для 45% несетевых фитнес–центров в Петербурге — именно о такой цифре говорится в исследовании компании "Эвотор". Сокращение выручки таких заведений оценивают в 33%.
"В целом сложность не только в том, что, когда все вышли с карантина, пришлось тратить ещё не заработанные деньги на антисептики и специальные лампы. И даже не в том, что поток клиентов меньше. Одна из весомых проблем сферы — арендодатели, которые в большинстве своём не пошли навстречу клубам", — добавляет фитнес–директор сети Fitness Family Наталья Писарева.
О новых правилах посещения и работы упоминают в пулковском спортивном кластере (ПСК) "Высота". По словам руководителя отдела маркетинга Марии Беловой, сейчас фитнесом здесь могут заниматься не больше восьми человек в одно время, а сквошем — не больше шести.
Новые подходы к формированию портфеля услуг сказались и на кадровой стороне вопроса. "Новый перечень услуг обязательно должен включать дистанционные занятия, коучинг и консультации диетологов по каналам видеосвязи", — вкратце описывает ситуацию PR–директор сети фитнес–клубов X–Fit Ольга Чинёнова.
Кроме того, годовой абонемент клиентам сегодня кажется нерациональной покупкой, отмечает Александра Герасимова. По словам Ольги Чинёновой, сейчас весомая часть аудитории предпочитает приобретать так называемые "короткие карты", которые не дают фитнесу возможности нормально восстанавливаться.
"Другие клиенты не торопятся возвращаться на тренировки, опасаясь коронавируса. Они либо замораживают карты, либо пишут заявления на возврат средств. Как именно изменится индустрия, во многом будет зависеть от того, будет ли принято решение закрыть нас во второй раз", — добавляют в X–Fit.
От фитнеса к велнесу
В большинстве если не приобрели, то хотя бы сохранили рабочие места те, кто изначально выбрал нетипичную модель "бизнеса на фитнесе". Пример — проект FitRoom, внутри которого развивается формат мини–фитнес–центров "у дома". "Мы понесли не такие серьёзные потери, как вся фитнес–индустрия. У нас нет персонала и затрат на зарплаты, нет огромных коммунальных платежей. Ещё мы попросили арендодателей смягчить условия на период карантина. Почти все пошли на уступки", — вспоминает создатель FitRoom Александр Пислегин.
Также, по словам Александры Герасимовой, прямо сейчас отчётливо виден тренд скорее не на "вытачивание" фигуры, а на оздоровление и релаксацию. Если в феврале в заведения с приставкой "велнес" записывались лишь в 4–5% случаев от общего числа бронирований, то в сентябре показатель превысил 10%.
Заинтересовались в Петербурге и циклическими видами спорта — например, бегом и плаванием. Среди клиентов — те, кто разочаровался в фитнесе или пока боится вернуться в наполненный спортзал. Например, спортивная школа для взрослых I Love Supersport, с одной стороны, поначалу пострадала так же, как и вся фитнес–индустрия, — в тот момент, когда исчезла возможность собираться группами. С другой — после карантина люди стали осознаннее вкладывать время и деньги в спорт, что и помогло школе.
"Несмотря на то что мы с фитнес–клубами в одной лодке, всё же есть главное отличие. Мы даём спортивные цели, а не только абонемент. У нас эдакий спортивный магазин. Хочешь переплыть Босфор — вот одна программа. Маму с бабушкой на скандинавскую ходьбу отправить — пожалуйста. Корпоративно или индивидуально подготовиться к сдаче ГТО — легко", — рассказывает представитель школы Артём Шевчук.
При этом, по словам Марии Беловой, в ПСК "Высота" сейчас появилось больше желающих играть в футбол командами или компаниями друзей: вероятно, за время карантина аудитория соскучилась по живому общению.
Очевидно, что привычный уклад меняется и у многих тренеров — особенно у тех, кто работал в штате тех самых 45% закрытых фитнес–клубов и в пандемию лишился работы.
По мнению игроков рынка, подавляющее большинство этих специалистов стали работать в частном порядке. Подтверждают гипотезу и в FitRoom: здесь после возобновления работы отметили взрывной спрос на аренду мини–студий для тренировок именно со стороны тренеров.
Тренер на замену
При этом закрепление в онлайне, которое аналитики называли одним из основных путей развития лишившихся работы тренеров, далеко не всегда становится для специалистов панацеей. "Наш опыт свидетельствует о том, что русский человек всё же предпочитает посещать клуб, лично взаимодействовать с тренером и получать рекомендации в офлайне. А это значит, что открытый фитнес–клуб — залог стабильного бизнеса", — уверена Ольга Чинёнова.
Более того, в онлайн–пространстве тренеры встретились с колоссальной конкуренцией. В первую очередь — со стороны фитнес–блогеров, которые уже давно "перераспределили" зрительское внимание.
Представители традиционной индустрии, что понятно, относятся к "коллегам" с негативом. Пеняя на уровень квалификации и ответственности. "Блогеры теперь не только пишут посты, но и продают всевозможные услуги — видео с тренировками, образовательные программы, курсы для похудения. Они даже оказывают медицинскую помощь. При этом большинство из них не имеют соответствующего образования", — приводит пример Наталья Писарева.
По её словам, профессиональный тренер не станет вести онлайн тех клиентов, которых не видел в реальности. "Ещё человек, который хочет быть тренером, должен сам много лет регулярно тренироваться. Это его образ жизни. Прежде чем советовать новые направления фитнеса, сначала нужно их проверить на себе. Я уже не говорю о том, что образование тренера не может быть меньше 500 учебных часов. К сожалению, до сих пор приходят устраиваться на работу тренеры с курсами по 50 часов, причём презентующие себя как специалисты по реабилитации", — добавляет Наталья Писарева.
"Если человек ведёт блог, например, в Instagram и личным примером может показать, как его образ жизни влияет на то, как он выглядит, и если он выглядит хорошо, то такое блогерство имеет место, — парирует блогер–диетолог Ксения Кагарлицкая. — Я в спорте с детства, у меня есть спортивные разряды. Главное, не выходить за рамки своей компетенции. Есть разница между врачом–диетологом и консультантом–диетологом. Второй помогает похудеть или набрать массу, а врач лечит заболевания с помощью диетотерапии. Даже я, имея образование, никогда не возьму “в работу” потенциально больных людей".
Коврики в цене
На востребованность онлайн–тренеров влияет желание людей заниматься дома самостоятельно по уже записанным и выложенным в свободный доступ комплексам упражнений на YouTube.
По словам руководителя направления "Спорт" в Ozon Марии Сальниковой, продажи спортивных товаров в Петербурге в апреле–мае выросли на 223% год к году. Особой популярностью пользовались коврики для йоги, фитнес–ленты, степ–платформы, а также гантели, эспандеры и утяжелители. Многие клиенты подошли к проведению спортивных занятий всерьёз и организовывали в домашних условиях не только фитнес–тренировки, но и бег, и ходьбу — в апреле даже наблюдался дефицит степперов и компактных беговых дорожек.
После отмены самоизоляции в июне рост продолжился. А в сентябре, несмотря на открытие спортивных клубов, спрос на товары для спорта в Петербурге вырос в 2 раза по сравнению с показателем 2019 года.
Более того: сами сети фитнес–клубов способствуют тому, чтобы клиенты занимались хотя бы дома. Так, в X–Fit создают систему, где онлайн– и офлайн– занятия могут чередоваться. "Мы сами способствовали этому, запустив в период пандемии бесплатные онлайн–трансляции тренировок на YouTube–канале и в Instagram. Откликаясь на запрос аудитории, мы до сих пор сохранили эти опции в открытом доступе — для тех клиентов, которые по разным причинам не могут или не хотят пока посещать фитнес–клубы", — рассказывает Ольга Чинёнова.
Закрытый спрос
Нужны ли сейчас фитнес–специалисты офлайн? Судя по статистике агрегатора вакансий HeadHunter, даже потерявшим работу тренерам рано переквалифицироваться и пытаться пробиться в онлайн. После апрельского спада по направлению "Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты" с июля начался прирост. Так, в сентябре по отношению к марту он составил 15%. Однако показателей сентября прошлого года рынок не достиг: по итогам первого месяца осени количество предложений просело на 10%.
Что касается самих соискателей, то их активность несколько спала в середине весны, однако всё равно была довольно высокой. В итоге это отразилось на индексе конкуренции, который зашкаливал среди специалистов этой сферы: в мае он достиг 25 резюме на одну вакансию (оптимальный показатель — пять–шесть резюме). Однако летом цифры стали уже не такими пугающими: в сентябре на одну профильную вакансию приходилось чуть больше семи резюме.
В сентябре по сравнению с мартом на 38% выросло количество предложений для тренерского состава, на 14% — для администраторов в фитнес–клубы и салоны красоты, на 21% — для массажистов.
В 62% вакансий в сфере требуется опыт работы от 1 года до 3 лет. Подавляющее большинство позиций рассчитаны на полную занятость сотрудника, 13% вакансий предполагают частичную занятость. Особенность этой сферы — сменный график работы, он указан в 44% вакансий. Средняя предлагаемая зарплата в Петербурге — 50 тыс. рублей. У тренерского состава показатель чуть выше — 55 тыс. рублей.
При этом сами работодатели отмечают, что помимо профильного образования и опыта работы ищут в кандидатах soft skills, например "замотивированность", которая от тренера будет передаваться группе или ученику.
“
Если до конца года не начнутся глобальные закрытия и будут выработаны меры поддержки бизнеса, то отрасль станет постепенно восстанавливаться. Со своей стороны мы готовим обращение к органам власти, отрабатываем методики безопасного фитнеса, коллаборируем фитнес с другими сферами деятельности (есть успешный опыт сотрудничества фитнеса и медицины, фитнеса и туризма). Мы взаимодействуем с арендодателями, говорим об отсрочках налоговых платежей, предлагаем создать систему поощрения занятий спортом (введение кешбэков, включение занятий фитнесом в систему ОМС). Не соглашусь с тем, что будущее — только за онлайн–тренировками. Они, несомненно, уже вошли в нашу жизнь. Но человеку нужен человек, нужно внимание, совет, корректировка в выполнении упражнений, социум, клубная атмосфера. Тренировка — это целая философия и образ жизни.
Наталья Борулько
представитель Ассоциации операторов фитнес–индустрии по СЗФО
“
Поиск работы или её смена, уход специалистов в другие отрасли узко не привязаны к сфере фитнеса. Скорее ситуация аналогична тем событиям, которые повлияли на другие сферы, затронутые ограничительными мерами. Беговые школы работают не только с физическими лицами, но и с корпоративными клиентами, многие из которых из–за пандемии заморозили спортивные проекты, что отразилось на финансовых показателях. Всплеск интереса к северной ходьбе связан с тем, что она официально стала спортивной дисциплиной. В 2019 году Минюст России зарегистрировал приказ, согласно которому в составе вида спорта "спортивный туризм" появляется новая дисциплина — "северная ходьба". Теперь она может быть не только хобби на свежем воздухе. Она становится хоть и не олимпийским видом, но профессиональным спортом. Можно устанавливать рекорды и получать разряды и спортивные звания.
Елена Киевич
исполнительный директор по организации спортивно–массовых мероприятий ООО "Грифон"