У Алексея Иванова довольно счастливая творческая судьба: его книги расходятся большими тиражами, и их часто экранизируют. Прямо сейчас на Первом идёт исторический сериал "Тобол" (который не понравился автору), в следующем году должен выйти "Пищеблок" — триллер о пионерах–вампирах. Современных российских писателей не так уж часто "переносят на экран", поэтому в ряду коллег по цеху Алексей Иванов стоит немного особняком.
Сам по себе он производит впечатление человека скромного, тихого и нетщеславного. Возможно, именно таких называют типичными книжными червями.
К нему прикрепился неофициальный титул "певца Урала и русской провинции" — из–за того, что одна из важных тем для него — проливать свет на не то чтобы неизвестные, но малоизученные страницы русской истории и выводить из тени "незаметные" для центра регионы страны.
То есть у Иванова уже есть и стойкая профессиональная репутация, уважение читателей и зрителей, и своя излюбленная тема — рефлексия о России и о том, "как много в этом звуке для сердца русского слилось".
Для Алексея Иванова не органично "вещать с трибуны" по политическим или общественным проблемам. И если ему хочется донести свою мысль, то лучше он напишет художественную книгу: "Мне кажется, что писатель нужен, чтобы интересно рассказывать разные истории. Придуманные или непридуманные. Всё остальное в миссии писателя, например общественная позиция, — по личному желанию. Истории, которые он рассказывает, не заменит никто — ни история как наука, ни журналистика, ни блоги в интернете, ни рассказы знакомых". Поэтому по личному желанию он ведёт сетевые диалоги с читателями, но всегда беседует на равных, больше желает услышать, чем подсказать. Ведь справедливо говорят, что в хорошем вопросе уже заключена половина ответа.
Книга "Быть Ивановым" сложилась как раз из таких разговоров с читателями на сайте. В ней собраны вопросы и ответы за последние 15 лет, и в таких случаях всегда любопытно посмотреть на изменения — оправдались ли надежды, сбылись ли прогнозы, какие события казались важными, а теперь уже совсем забыты.
Но если бы книга была всецело посвящена актуальности, её вообще не стоило бы печатать: она устарела ещё 15 лет назад. Этот сборник с куда большим сроком годности именно потому, что фокус большинства вопросов и ответов не на актуальности, а на современности. И в чём, собственно, дьявольская разница?
"Актуальность происходит здесь и сейчас, а современность — это функция от общего исторического вопроса", — говорит Иванов. Ведь в этом и есть то, за что его книги любят, читают и экранизируют — за возможность увидеть и осознать современность в истории и своё место в ней. Второе даже гораздо важнее — что нам может такого дать, казалось бы, бездушная история? А вот увидеть себя — дорогого стоит.
И часто, чтобы "открыть глаза" на себя, нужен взгляд внимательного и доброго собеседника.