С 1 января маркировка станет обязательной для ювелирных изделий. Система не менялась более 300 лет, поэтому введение новшества вполне оправданно. Но бизнесу оно дорого обойдётся.
С 1 декабря нынешнего года система маркировки ювелирных изделий заработает в тестовом режиме. С начала января 2021–го она будет обязательна для украшений из золота и платины, с драгоценными камнями и без. С июля изделия без маркировки нельзя будет реализовывать вовсе, поэтому производителям придётся нанести её на всю продукцию и на товарные остатки. Эта мера позволит действительно сократить долю серого рынка, которая, по оценкам государства, составляет более 50%, а по экспертным оценкам — всего 10%.
Цена вопроса
При введении маркировки на другие категории товаров эксперты и производители часто заявляли о неминуемом росте цен на продукцию. Однако в этот раз эксперты уверяют, что цены вряд ли вырастут, так как спрос на ювелирные изделия и так сейчас невелик.
Читайте также:
Биржевая сводка
Рынок заиграл алмазными гранями
Генеральный директор ассоциации "Гильдия ювелиров России" Эдуард Уткин считает, что, скорее всего, издержки производители будут вынуждены переложить на себя. "Это потребует дополнительных затрат, но включить их все в цену изделия по сегодняшнему рынку затруднительно", — добавляет он. Директор федеральной франчайзинговой сети "585*Золотой" Андрей Шляев возражает: скорее всего, часть продавцов попытается компенсировать дополнительные расходы за счёт потребителя, но в то же время лидеры отрасли будут максимально сдерживать рост цен.
"Производители и продавцы должны будут установить такое оборудование и обучить сотрудников работать по новым правилам. В долгосрочной перспективе мы ожидаем, что все эти нововведения окажут влияние на рост стоимости товаров, но мы практически уверены, что крупные игроки сделают всё, чтобы этот рост не был резким и сильно заметным для покупателя", — поддерживает эту точку зрения управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин. Он предполагает, что рост будет сопоставим с сезонными колебаниями цен и инфляционными корректировками.
Конечная стоимость внедрения для предприятий будет зависеть от того, какое технологическое решение выберет государство. Эдуард Уткин поясняет, что можно маркировать путём нанесения меток на само металлическое изделие. Для этого требуется дорогостоящее оборудование как на этапе нанесения метки лазером, так и при её считывании. Более экономный вариант — нанесение маркировки на бирку изделия. "С точки зрения решаемой задачи, а она одна: прослеживание всех драгметаллов и драгоценных камней, разницы в нанесении нет, — рассуждает эксперт. — А затраты могут отличаться существенно — от 5 млрд до 20 млрд рублей для всей отрасли".
Сама система будет организована следующим образом: Федеральная пробирная палата кроме пробы будет отмечать на изделии ещё и дополнительный код–метку, а также на бирке появится QR–код для покупателя. Дмитрий Галкин отмечает, что бизнесу придётся дополнительно потратиться на регистрацию в общей системе учёта "ГИИС ДМДК" (государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них), сканирование, занесение сведений о движении изделия.
Оторвались от реальности
По мнению генерального директора ювелирной компании Miestilo Сергея Боброва, нововведение будет способствовать наведению порядка в ювелирной отрасли, защитит добросовестных производителей и потребителей от контрафакта и дешёвой некачественной бижутерии, которую можно найти за бесценок на некоторых сайтах китайских ретейлеров.
Партнёр агентства M. A. Research, руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская отмечает, что маркировка ювелирных изделий сделает рынок заметно прозрачнее, позволит легче выявлять подделки и изделия, не соответствующие заявленным на этикетке. Это повысит доверие к ювелирной отрасли в целом.
Однако для небольших компаний, которых в России довольно много, бремя новых расходов может оказаться чрезмерным. "По данным СБИС, в Петербурге и Ленобласти зарегистрировано 118 действующих производителей ювелирных изделий, но более–менее крупных компаний среди них меньше половины", — подчёркивает Синявская.
Основательница петербургского бренда E. Tolstaya Jewelry Екатерина Толстая считает, что для ювелирной отрасли это будет такой же стресс, каким в своё время для ресторанной индустрии стал запуск системы "ЕГАИС". "На сайте производителя программного обеспечения, которым нам придётся пользоваться, написаны смешные формулировки типа: “Работа с новой программой ляжет на плечи IT–отдела ювелирной компании”. По одной этой фразе видно, что у авторов инициативы вообще нет связи с реальностью", — говорит Толстая. Она добавляет, что ювелирная компания незаводского масштаба состоит из нескольких человек, которые занимаются производством. Нововведения приведут к росту себестоимости продукта и, возможно, к уходу небольших мастерских и самостоятельных дизайнеров в тень.
Сергей Бобров считает, что существующих сейчас клейма–именника и бумажной бирки–этикетки вполне достаточно для контроля оборота и качества. "Они позволяют потребителю отследить качество товара и в случае необходимости обратиться на завод–изготовитель, в независимую экспертизу и получить достоверную информацию о составе товара или в регулирующую организацию, например в пробирную палату", — резюмирует он.
Наследство Петра
Тем не менее большинство экспертов признают, что перемены назрели. И ради них можно пойти в том числе и на дополнительные траты. В это сложно поверить, но система маркировки в России не менялась более 300 лет. Клеймение ювелирных изделий берёт своё начало в 1700 году. Именно тогда, после "монетной реформы" Петра I, был издан указ "Об учинении для пробы золотых и серебряных вещей пробирных клейм, о переписке золотых и серебряных рядов и лавок, о выборе старост для надзора за торговыми и мастеровыми людьми для клеймения золотых и серебряных вещей со взятием пошлины". Тогда же были введены четыре золотые и четыре серебряные пробы.
Эдуард Уткин говорит, что за прошедшие 320 лет система пробирования и клеймения, естественно, безнадёжно технологически устарела. "Чем она защищает потребителя — тем, что на изделии есть оттиск государственного пробирного клейма? — задаётся он вопросом. — Практически любой ювелир сможет нанести такое клеймо. Это, конечно, противозаконно, но технологически легко".
Кроме того, нередки случаи, когда контрабандная продукция поступает в Россию уже с оттиском российского государственного пробирного клейма. "Его подделывают за границей и никакой ответственности за это не несут, так как находятся на территории другого государства. Поэтому такая система уже не защищает. А вот цифровые методы контроля — это новая современная технология. Да, она требует затрат, но за этим будущее. Раз в 300 лет–то можно хоть что–то менять", — резюмирует Эдуард Уткин.