Надо как–то запомнить
31 октября умер Шон Коннери — один из самых известнейших, популярных и востребованных актеров ХХ века. Мировую славу ему принесла роль первого Джеймса Бонда — агента 007. А фигурой, выделившейся из длинного скандально–алкогольно–сексуально–эпатажного ряда голливудских персонажей, его сделала многолетняя борьба за независимость своей родины — Шотландии, в которую он вложил огромное количество времени, сил, средств.
Здесь следует остановиться. Потому что в перечисленном выше для российского человека (если он не является киноведом или историком) почти всё либо неизвестно, либо непонятно.
Начнём с того, что, пока весь мир смотрел фильмы про Джеймса Бонда с участием Шона Коннери (1962–1967, 1971, 1983), советский зритель не подозревал о его существовании. Я, например, узнал о Джеймсе Бонде из шутливой песенки Владимира Высоцкого в 1974–м. И выражение "подумаешь, агентишко какой–то" было справедливым до начала эпохи видеомагнитофонов. Более молодые поколения воспринимали уже совсем других Джеймсов Бондов.
С Шотландией и её независимостью или зависимостью ещё непонятнее. Путаницы добавляет футбол. Сборная Шотландии — отдельный член ФИФА и играет на международных турнирах сама, отдельно от Англии. К тому же для большинства из нас Англия и Великобритания — одно и то же. Кто там из них бритты, пикты, кто скотты, кто англы, саксы, валлийцы… И что там за Соединённое Королевство, кто в него входит — какая нам, в сущности, разница? Для Шона Коннери она существовала. В 16 лет он ушёл служить в Королевский военно–морской флот, а вернулся оттуда с татуировками "мама и папа" и "Шотландия навсегда".
Сценарист фильмов про Бонда Ян Флеминг приписал Джеймсу Бонду шотландские корни, увидев первые отснятые кадры и поняв, что Коннери не собирается расставаться со своим шотландским акцентом. Почти в каждой сыгранной им роли, как он сам отмечал, есть чёрточки реальных людей из его эдинбургского детства.
Обладатель "Оскара", нескольких "Золотых глобусов", премий Британской академии кино и телевидения, ордена Почётного легиона и множества других называл одной из своих любимых награду "Свобода Эдинбурга". Он благодарил эдинбуржцев, отмечая, что очень горд оказаться в одном ряду с Бенджамином Франклином, Чарлзом Диккенсом и… скай–терьером Бобби с кладбища Грейфрайерс, старым верным псом, 14 лет не покидавшим могилу хозяина.
В 1999–м Шон Коннери королевой Елизаветой II был посвящён в рыцари. "Это событие имело для меня огромное значение, — вспоминал сэр Коннери. — Особенно потому, что состоялось в Шотландии". На церемонии он, разумеется, был в шотландском килте. "Я никогда не был англичанином и никогда не хотел быть им", — говорил он о себе.
Активный член Шотландской национальной партии, Шон Коннери использовал свою славу и влияние, чтобы помочь добиться восстановления шотландского парламента. С 1997 года, после референдума, на котором победили сторонники этой цели, в Шотландии действует своя судебная система, значительная доля налогов распределяется шотландским правительством. Парламент вновь собрался в 1999 году, через 296 лет после последнего заседания. Коннери был приглашён выступить на первой сессии, где его встретили бурными овациями.
Он был в числе инициаторов референдума 2014 года о независимости Шотландии. "Всю свою жизнь я сохраняю сильную приверженность двум вещам — своей родине и искусству, — писал актёр. — Ничто не представляет больше пространства для творчества, чем создание нового государства. Культура больше, чем что–либо, определяет развитие страны. Она делает страну узнаваемой и более интересной, чем могли бы сделать экономика и политика". Он говорил, что вернётся в страну, только когда Шотландия станет независимой.
В тот раз победила именно экономика. Ставки для британского правительства были слишком высоки. В шумной PR–кампании на стороне противников Коннери находились Пол Маккартни, Мик Джаггер, Дэвид Боуи и ещё целая когорта звёзд. К чистоте проведённого референдума осталось множество вопросов. Процедура была чересчур джентльменской. Сразу вспоминается анекдот про Петьку и Василия Ивановича, которому "карта пошла" сразу после того, как он узнал, что джентльмены верят на слово.
В 2016–м Англия проголосовала за выход из ЕС, а Шотландия — наоборот. В середине октября 2020 года число сторонников независимости Шотландии возросло до 58%. Всего почти две трети шотландцев (64%) полагают, что правительство Великобритании должно позволить провести референдум о независимости Шотландии в ближайшие 5 лет. Думается, это — тоже итог сделанного Шоном Коннери.
Шотландцы — это не англичане. Надо как–то запомнить.