Пастельный, разбелённый, приглушённый — оттеночный ряд экологичной одежды можно описать целым облаком синонимов. Смысл, правда, от слова к слову не меняется: бренды с приставкой "эко" ориентируются не на вспышки яркости, а на спокойную и сдержанную, природную гамму. Вот он, ясный пример того, как общественные настроения влияют на эстетику повседневности.
Несильная краска
Платья и косынки из одинаковой ткани, рубашки в белом цвете и приглушённом оттенке эвкалипта, молочные свитшоты и шорты, топы и брюки–палаццо в эстетике расслабленности. Всё это — часть петербургского бренда Savu, который позиционируется как производитель "экофрендли одежды" из хлопка, льна, конопляной ткани и крапивы. Все модели — в цветах, которые никак нельзя назвать кричащими, разве что нежно шепчущими.
Такие оттенки — следствие того, как именно тканям присваивается статус экологичных. "Должен быть определённый сертификат. Глобальный стандарт органического текстиля (GOTS) регламентирует допустимое количество химикатов для покраски тканей. И если они в ярких, “кислотных” цветах, значит, использовались слишком “сильные” красители. Именно поэтому экоткани часто имеют пастельные оттенки. И даже чёрный выглядит скорее графитовым", — рассказывает создательница бренда Екатерина Грабовская.
Ещё одна история про специфичную работу с материалами — создание блузки из конопляной ткани и переработанных пластиковых бутылок. По словам дизайнера, пока далеко не все потребители понимают, для чего это нужно. И тогда бренд берёт на себя выполнение ещё одной функции — просветительской.
В естественном виде
В свою очередь, в Westnika решили сосредоточиться на использовании натуральных тканей. Платья и жакеты, топы и юбки одновременно рассказывают про нежность, близость с природой и лёгкость, невесомость и воздушность. Здесь уверены: если в природе так редко встречаются кричащие цвета, то и одежда из натуральных тканей должна выглядеть естественно.
"Хотелось создавать многофункциональные вещи, отвечающие нескольким требованиям: комфорт, практичность, красота, минимализм. Чтобы платье можно было носить не только на прогулку, но и на праздник. Ещё, исходя из многофункциональности, я по желанию клиентки вшиваю в изделия замочки для кормления малыша — они совершенно невидимы, похожи на обычные швы", — говорит дизайнер Юлия Игнатьева.
Модели в линейке бренда свободные, базового кроя, не сковывающие движения, с вместительными карманами. Создательница отмечает, что старается создавать вещи для любого времени года. Так, осенью и зимой будут уместны тёплые платья и даже костюмы с начёсом — конечно, из натуральных тканей.
"В магазинах обычно 80% ассортимента — синтетические ткани. Поэтому, конечно, первые мои платья были из синтетики. Я выложила фото с ними в соцсети и, на удивление, сразу получила несколько заказов. Завершив платья и отдав их хозяйкам, я через несколько стирок заметила, что с лицевой стороны моё точно такое же платье покрывается катышками. Мне стало очень страшно. Страшно, потому что девушки доверились мне, а я их подвела. В итоге я с ними связалась и всё рассказала. И хотя у клиенток не было претензий, с тех пор я решила: нужно искать натуральные ткани", — вспоминает Юлия Игнатьева.
Экобренды и марки, отдающие предпочтение исключительно натуральным тканям, — если и не основатели, то по крайней мере продолжатели формирования "новой" модно–природной эстетики. Помимо визуального спокойствия это направление заявляет о себе как о максимально практичном. Неудивительно: пастельные и разбелённые цвета легко сочетаются друг с другом, образуя удачное соседство практически в любых дуэтах и трио.
Мода на сырьё
В Lethed создают базовые футболки и худи. Дизайнер Анна Коломоец однажды увидела, какие колоссальные площади занимает свалка рядом с её родным городом, и тогда концепция и смысл бренда появились буквально сами собой. Важное отличие Lethed — постоянное использование вторсырья. Оно, к слову, также может влиять на оттенок одежды.
"Если производитель не хочет красить ткань, которая выполнена из ресайкл–материалов (например, хлопка), он рассортирует сырьё по цветам и будет начинать процесс производства с разволокнения и объединения в чесальной машине вещей одного цвета. Зачастую так получается меланж", — объясняет Анна Коломоец.
При этом основательница бренда отмечает: экологичное производство — это не только использование вторичного сырья, но и непосредственно условия, в которых создаётся экоодежда.
"Одежда может называться экологичной, если изготавливается тремя основными путями. Первый — апсайкл: это когда у нас есть старые джинсы и мы их не выбрасываем, а делаем из них, например, рюкзак или платье. Второй — использование в пряже для тканей абсолютно несвойственных для её производства материалов. Пример — пряжа из апельсинового жмыха. Третий — ресайкл: когда мы берём то, что уже было создано человеком, и используем это вторично. В основном это либо уже имеющиеся тканевые изделия (чаще всего из хлопка), либо пластиковые бутылки. В нашей первой коллекции мы как раз используем такой ресайкл–полиэстер", — рассказывает создательница бренда.