Ремонт квартиры — настоящий квест для неподготовленных и головная боль для тех, кто уже когда-то им занимался. Но неудачный опыт прошлых лет сегодня трансформирует цифровизация: даже ремонт переходит в онлайн. Команда девелоперов из Петербурга и IT-инженеров запустила сервис, который предлагает альтернативу высокобюджетному дизайнерскому ремонту и типовой отделке от застройщика. Индивидуальный ремонт в сегменте "комфорт" и с той же точностью процессов, как при строительстве многоквартирных домов. "ДП" узнал, как работает новый сервис UGOL.
Недавний соцопрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) показал, что после завершения пандемии каждый третий россиянин собирается сделать ремонт, переехать в другую квартиру на "вторичке" или купить недвижимость в новостройке. Вместе с бумом льготной ипотеки выросла и посещаемость сайтов по ремонту и товарам для дома.
Новые условия жизни стали катализатором ещё одного тренда: люди отказываются от сберегательной модели поведения. Отсюда — рост инвестиционных сделок в недвижимости и далее — запросов на ремонт. Но нанимать мастеров, мотаться по магазинам, постоянно контролировать стройку — процесс, требующий значительных затрат времени. К тому же, результат зачастую не устраивает заказчиков: сроки затягиваются, бюджеты раздуваются.
Большая часть рынка находится "в тени" — это частники и бригады без регистрации юрлица или ИП. Только на Avito в категории "Отделочные работы" предлагают услуги больше 80 тыс. частных лиц в России. Тогда как в Росстат по коду ОКВЭД 43.39 "Производство прочих отделочных и завершающих работ" в 2019 году предоставили отчёт только 2999 организаций.
Ремонт без приключений
Создатели UGOL увидели перспективу именно в этой нише бизнеса, которой не хватало организованности, порядка и прозрачности. Идеолог проекта — Дмитрий Игнатьев, который 25 лет имел в своём активе девелоперскую компанию "Ленстройтрест". Он задался целью перенести все точные механизмы, отточенные алгоритмы работы "большого" строительства в сферу ремонта, сделать качественный интерьер доступным массовым продуктом.
Так появилась идея простого и удобного онлайн-сервиса, совмещающего в себе сразу все этапы ремонта: дизайн, проектирование, составление сметы, подбор и доставка материалов, выбор ремонтных бригад, их контроль, технадзор. И всё это — в ценовом сегменте "комфорт".
“
Есть запрос на сервисы в определенной нише — ремонт с учетом индивидуальных пожеланий клиента, с привлечением дизайнера, но демократичный по цене. Это большой сегмент, который сейчас не закрыт. Дизайнерских студий много, бригад по ремонту, самозанятых тоже. Но никто из них не дает тот продукт, который отвечает требованию потребителя — качественно, прозрачно, без головной боли и при этом экономично. Рынок сильно фрагментирован, согласно статистике, больше 60% бригад работают неофициально и не ясно, имеют ли они необходимую экспертизу и опыт. Людям сложно найти квалифицированных специалистов, сложно проверить качество работы, есть страх обмана. Потребитель практически смирился — как бы он не подошел к решению вопроса: со стороны дизайна и проекта или сразу со стороны выбора бригады — что-то точно пойдет не так: сроки будут нарушены, бюджет увеличен. На мой взгляд, это паттерн, от которого надо избавляться. Он дискредитирует всю отрасль.
Святослав Бочкарев
генеральный директор UGOL
На фото: Примеры дизайн-проектов квартир от сервиса UGOL
По словам Святослава Бочкарёва, спрос на ремонт нового формата формирует ещё одна особенность рынка. У большинства игроков сейчас есть определённый уклон либо в дизайн интерьеров, либо в отделочные работы. Подобное разделение размывает ответственность: когда строители списывают всё на просчёты дизайнера в чертежах, дизайнер — на неопытных рабочих. Во всей этой цепочке есть ещё поставщики, которых можно уличить в браке материала.
"UGOL — это одновременно и дизайн, и ремонт. Мы создали комплексную услугу и, отвечаем за неё целиком, абсолютно за все процессы. Грамотный проект для нас — залог верных расчётов по сумме и срокам. Контроль работы ремонтной бригады — в наших интересах, потому что именно UGOL отвечает перед людьми, мы несём гарантийные обязательства. И если поставщик привёз не тот материал, а наш специалист его принял — это также наша зона ответственности", — подчёркивает Святослав Бочкарёв.
Понятный старт
Ещё перед запуском проекта команда UGOL изучила поведение потенциальной аудитории и выяснила, что у людей складывается тотальное непонимание всего процесса ремонта, из-за которого начинать работы просто страшно. Ко всему прочему порог входа в ремонт достаточно высокий — оплатить даже аванс без уверенности, каким будет результат, сложно.
Для аудитории, которая ценит надёжность и качество, но не хочет при этом погружаться с головой во все сложности ремонта, нужна условная кнопка, с помощью которой можно комфортно решить задачу. Примерно, как вызвать такси с помощью мобильного приложения или заказать продукты. Такую "волшебную кнопку" в ремонте и создали разработчики онлайн-сервиса UGOL. Клиентам остаётся выбрать интерьер и следить за прогрессом ремонта онлайн.
Начинается всё с выбора стиля, который, в отличие от отделки от застройщиков, почти не ограничен. В галерее UGOL — более 30 вариантов, включая модную скандинавскую тему, экомотивы, минимализм, лофт, этно. Можно в пару кликов онлайн перенести понравившийся стиль на планировку квартиры, посмотреть тур по интерьеру в 3D. Такой тур UGOL создает за 1 день и 5 тыс. рублей. Все интерьеры формируют из реальных недорогих материалов и мебели Леруа, Икеа, Хофф. Список мебели и материалов к проекту прилагается.
Если все нравится, можно двигаться дальше, пользователю предоставят подробные чертежи по отделке, сантехнике, электрике, план освещения, схему раскладки плитки и так далее, посчитают точную смету ремонта. Здесь можно также выбрать тариф — более бюджетный, без сложных решений "Оптима", либо "Комфорт". В любом случае интерьер будет грамотным и стильным.
На фото: Примеры стилей, представленных в сервисе UGOL
Цифровое будущее
Оперативность работы дизайнеров обеспечивает IT-платформа проекта, которая интегрирована с объединённым каталогом товаров известных массовых брендов. Цифровое ноу-хау позволяет сформировать подробный дизайн-проект с рабочей документацией за три дня по цене от 15 до 25 тыс. рублей, примерно в 10 раз дешевле и быстрее, чем в среднем по рынку.
IT-составляющая сервиса делится на два уровня. Первый автоматизирует процессы дизайна. "Движок" платформы позволяет оперативно сформировать проект в зависимости от планировки квартиры, состава семьи, увлечений. Алгоритм опирается на базу из нескольких сотен решений, которые уже продумала команда дизайнеров UGOL для разных планировок и жизненных ситуаций.
Второй блок касается автоматизации непосредственно строительной части ремонта. Здесь уже подключается каталог товаров, рассчитывается смета и график.
Затем в дело вступают профессиональные рабочие, координацией которых также занимается UGOL. Девелоперский опыт создателей проекта позволил выстроить необходимую дисциплину и контроль процессов. Бригады отбираются по строгому тендеру с учётом профильного тестирования, проверки документов. Есть руководитель объекта, технадзор ведётся на каждом этапе. Договор с UGOL — детальный, с конкретными сроками и суммой, как ДДУ. Клиентам даётся полное понимание, что, когда, как и за сколько будет сделано. Риски, ответственность за ремонт и работу подрядчиков UGOL берёт на себя, гарантия на работы — два года.
На фото: 3D-тур по интерьерам, созданный онлайн-сервисом UGOL
Система "UGOL. Умный ремонт" помогает управлять всеми процессами. Она сводит на нет человеческий фактор — например, когда сотрудник забывает предупредить о смещении времени доставки, и в итоге у рабочих получается простой в полдня. Все оповещения, изменения, акты, отчёты обязательно фиксируются в системе.
UGOL работает по схеме эскроу-агента в расчётах со строителями. Авансовый платёж от клиента за определённый этап работ резервируется и передаётся рабочим, только когда этот этап выполнен и принят технадзором. Для клиента это гарантия того, что работы будут выполнены качественно, для бригады — что оплата за работы после их выполнения обязательно поступит.
Основная аудитория UGOL сегодня — покупатели квартир в новостройках. Часть этой ниши — инвесторы, которые покупают квартиры под сдачу. Для данной аудитории онлайн-сервис полного цикла представляет оптимальное решение. По бюджету затраты стандартные, но в итоге получается грамотный дизайнерский ремонт, который повышает арендную ставку в среднем на 10%.
Потенциал для развития рынка ремонта огромен. Только за прошлый год в Петербурге было введено в эксплуатацию 1,8 млн м2 жилья в новостройках с черновой или предчистовой отделкой, что составляет 40% от всего первичного рынка. Плюс — растёт интерес к грамотному дизайну и расширяется тенденция отдавать услуги на аутсорс. Доля тех, кто нанимает для ремонта профессионалов, а не делает его сам, увеличивается ежегодно. Подпитку этому бизнесу будет давать и "вторичка": в среднем люди обновляют условия проживания в своей квартире раз в 10 лет.