Всего лишь двадцать лет назад, осенью 2000 года, на рынок вышла одна из самых ярких и технически продвинутых моделей на рынке мобильных телефонов — Nokia 3310. Но с этого времени телефоны прошли огромную эволюцию от устройства для звонков до цифрового идентификатора личности.
Если бы пользователю в 2000 году выдали современный мощный смартфон, то он просто не знал бы, что с ним делать. Возможности телефона в нулевые ограничивались звонками и SMS. Сейчас же мобильные устройства — это хранилище огромного количества данных и окно в уже сформировавшийся виртуальный мир. Давайте вспомним, как шла трансформация мобильных устройств за последние 20 лет, и посмотрим, что индустрия предлагает сегодня.
2000 год
Хотя первые "сотовые" появились еще в середине XX века, массовым явлением мобильные устройства начали становиться в 1990-е. А первая пятилетка 2000-х была настоящим расцветом рынка. Поистине культовой стала модель Nokia 3310. Этот телефон был практически неубиваемым, в нём был доступен голосовой набор, сохранение имён абонентов русскими буквами, а также возможность создать собственную мелодию для установки на звонок с помощью встроенного редактора. В тот же период появляются первые коммуникаторы, первые ПО для мобильников, а рынок смартфонов только начинает формироваться. Такие названия моделей как Ericsson R380, Nokia 9000 или Sony Ericsson P800 звучали загадочно и недостижимо. Правда, умели эти смартфоны очень мало, но именно на них шла отработка технологий "по взаимодействию с сетью интернет".
2005 год
С 2005 по 2010 год на рынке мобильных устройств произошёл исторический прорыв. Именно тогда размер экрана смартфона начал стремительно расти, а всеобщую популярность получили гаджеты с тачскрином и камерой. "Ключевыми событиями стали выход на рынок смартфона Apple в 2007 году и появление первой версии операционной системы Android, которую Google представила в 2008 году. Хотя iPhone был далеко не первым смартфоном, именно это устройство оказалось прорывным с точки зрения полноценного управления с помощью сенсорного экрана", — рассказал директор департамента "Мобильные средства связи и умный дом" компании "Марвел-Дистрибуция" Павел Вьюков.
На смартфонах стали появляться первые приложения для хранения данных о кредитных картах и другой личной информации, и, хотя оплачивать покупки через телефон ещё было нельзя, стремительное развитие в этом направлении уже было очевидно.
2010 год
В начале нового десятилетия в отрасли произошёл новый переворот. Операционная система Android уже к концу 2010 года завоевала лидерство, обойдя Symbian. Функционал смартфонов в эту пятилетку продолжил активно расширяться. Потребители стали всё более критичны к работе камер на мобильных устройствах, особенно с появлением приложения Instagram. В продажу вышел первый в мире смартфон, который поддерживал технологию бесконтактных платежей NFC, ставший заменой реальному кошельку. В 2012 году в пятёрку самых популярных мобильных устройств вошли модели только двух брендов Apple и Samsung, которые до сих пор остаются главными производителями смартфонов на планете.
2015 год
Рынок смартфонов обогнал рынок фотоаппаратов. На мобильном устройстве устанавливается сразу несколько камер для создания объёмного изображения. В телефонах хранится всё больше данных, начиная с личных фото, заканчивая информацией о банковских картах и рабочими переписками. Для защиты данных в устройствах появляется датчик отпечатка пальца, который получает повсеместное распространение не только во флагманах, но и в бюджетных смартфонах.
В этот же период появляется возможность разблокировки телефона по сетчатке глаза. Впрочем, при помощи этой функции можно не только разблокировать устройство, но и пройти авторизацию на сайтах и в приложениях, а также оплачивать покупки. В 2017 году Apple выпускает юбилейный iPhone X c Face ID и, несмотря на появление большего количества конкурентов, продолжает диктовать моду всей отрасли.
2020 год и будущее смартфонов
Кажется, вершина эволюции в развитии мобильных устройств и онлайн-торговли достигнута. Но если внешне смартфоны в последние годы практически не меняются, с технической составляющей дело обстоит иначе. Индустрия мобильных устройств и новых технологий продолжает двигаться по пути наращивания функциональности смартфонов и превращения гаджета в "цифровой паспорт". В России, в отличие от Китая, смартфон ещё не стал электронным идентификатором личности, хотя подобные идеи уже обсуждались в правительстве.
Сейчас смартфоны на их нынешнем уровне развития всё чаще используются для совершения покупок. В связи с этим активно развиваются системы для аутентификации и идентификации на основе абонентского номера, которые существенно упрощают жизнь пользователям, а компаниям позволяют увеличивать конверсию продаж.
Оператор связи "МегаФон" разработал "Мобильный ID" — систему, которая интегрируется с сайтом или с приложением и позволяет пользователю пройти регистрацию без логина и пароля, лишь по номеру телефона. Вход с "Мобильным ID" доступен на любых устройствах (и даже кнопочных телефонах): нужно лишь ввести номер и подтвердить вход в полученном sim-push-уведомлении.
По словам генерального директора TelecomDaily Дениса Кускова, данная разработка является перспективной и наверняка в скором времени будет иметь широкое распространение. "Сейчас для многих услуг, в том числе телекоммуникационных, нужно наличие данных пользователя. Использование подобного ID решает такую проблему быстро и без лишних действий", — рассказал эксперт.
Компании, которые уже интегрировали "Мобильный ID" в собственную систему, отмечают рост интереса пользователей. Сейчас необходимость вводить личные данные, придумывать логин и пароль для регистрации могут восприниматься потенциальными клиентами негативно, так как это занимает дополнительное время. Мобильная идентификация решает эту проблему и позволяет человеку вступить в контакт с компанией без лишних усилий.
"Возможность идентификации в приложении или на сайте через такую систему, во-первых, сделала наш сервис более удобным для клиентов, а во-вторых, повысила нашу эффективность", — рассказали в Delivery Club, который использует мобильную идентификацию в работе с клиентами.
Важно, что push-сообщения работают в меню телефонов и не доступны приложениям в телефоне, так что никто не сможет перехватить данные пользователя. Время жизни сообщения ограничено и составляет менее минуты.
"Если нужно предоставить доступ к "чувствительным" данным, например, к адресу клиента, у пользователя одновременно с sim-push-уведомлением запросят четырехзначный пин-код, что обеспечит защиту данных даже при утере телефона", — добавила директор по развитию корпоративного бизнеса Северо-Западного филиала компании "МегаФон" Юлия Сябитова.
Сегодня телефон — уже не просто устройство для совершения звонков. Теперь это и телевизор, и паспорт, и банковская карта, и личный дневник. При помощи мобильных устройств можно искать друзей, работать, пользоваться услугами, приобретать различные товары. Добро пожаловать в новую цифровую реальность.