Лизинговые операторы оказались в авангарде коронавирусных влияний на бизнес. Продажи остановились сразу после 24 марта, когда в стране были объявлены всероссийские выходные: лизинг как сфера услуг не оказался в перечне исключений. Не помогали и различные жалобные письма во всевозможные инстанции. Но страшнее оказался даже не фактический запрет на работу (дистанционно сотрудники могли лишь принимать заявки или давать телефонные консультации), а отказ лизингополучателей от платежей. Исчезла выручка у прекративших работу предприятий сферы питания, услуг, каршеринга, грузоперевозок. По условиям договора они могли расторгнуть контракты и вернуть амортизированную технику лизингодателю, который оказался к этому не готов.
Ежемесячные потери в острую фазу ограничений только в сегменте автолизинга компании оценивали в 1 млрд рублей (это только в Петербурге, где его доля около 30% всего рынка). В выигрышной ситуации оказались компании, максимально приближенные к банкам. Мелкие, универсальные и независимые попали на урок в школу выживания, оказавшись за одной партой со своими клиентами.
Последний год роста
По данным "Контур.Фокус", в городе более 6,9 тыс. предприятий, оказывающих услуги лизинга, из них лизингодателями, зарегистрировавшими договоры залога в системе "Федресурс", являются чуть более 500 компаний. Сфера чутко реагирует на экономическую ситуацию: до 2014 года объёмы росли, после валютного кризиса в 2015-2016 годах стали сокращаться, чтобы затем вновь пойти вверх. Продолжился прирост и в 2019-м, пусть и менее заметно.
По данным "ДП", местный рынок лизинга в 2019-м вырос на 18%. По оценке агентства "Эксперт РА", общероссийский рынок показал прирост на 15%. Но если по итогам года и удастся сохранить уровни хотя бы на фоне 2019-го, это станет большой удачей. Участники рынка ждут сокращения бизнеса, несмотря на активное распространение госпрограмм субсидий на автотранспорт и другую технику. Большинство компаний работает не на привлечение новых клиентов, а на пролонгацию и реструктуризацию условий по действующим договорам. Падение бизнеса может составить 10–20%.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Госзаказчик помогает
Оценить текущие масштабы сокращения бизнеса невозможно: в отличие от банковского сектора, лизинговые компании не отчитываются ни перед регулятором, ни перед другими институтами в виде СРО. Составленный "ДП" в 2020 году рейтинг лизинговых игроков показал, что компаниям можно верить на слово. Местный рынок можно оценить в 200 млрд рублей. В лизинг отдают транспорт, в том числе авиа– и железнодорожный, легковой и грузовой, продукцию машиностроения, дорожную и строительную технику. Каждый сегмент, за исключением строительной отрасли, приостанавливал деятельность или столкнулся с резким падением спроса на услуги. Не помогла пандемия и компаниям, специализирующимся на лизинге медоборудования: в основном их клиентами являлись частные клиники. Дискуссии в верхних эшелонах власти о том, чтобы разрешить использовать средства фонда ОМС на лизинговые платежи, о чём так мечтали лизинговые компании, скорее всего, прекратились на длительное время. Фонд сейчас несёт совершенно иные расходы.
Активность застройщиков жилья помогает компаниям, которые своей специализацией считают данное направление. С другой стороны, рынок давно поделён, и диверсифицировать портфели строительной техникой другим компаниям быстро не удаётся.
Дорожный сегмент тоже оказался под ударом: бюджеты регионов сокращаются, пересматриваются проекты строительства и ремонта дорог. Но дорожное строительство стало условной тихой гаванью для лизинга: государство пока платит по контрактам. Но оно предпочитает крупных игроков. Заявленная Смольным реформа городского общественного транспорта, в ходе которой перевозчики должны были приобрести новый подвижной состав, пока перенесена. Часть компаний уже заключила контракты: ГУП "Горэлектротранс" получит троллейбусы от "Сбербанк лизинга", а ГУП "Пассажиравтотранс" — автобусы от ранее незаметной "СВ-Транс". По оценке "ДП", последняя может быть связана с банком "Санкт-Петербург" и именно от него после победы в тендере на лизинг получила финансирование сделки на 1,6 млрд рублей.
Более мелкие игроки пытаются найти новые нишевые направления. Перспективными некоторые считают лизинг коммерческой недвижимости и автолизинг. Спрос на такси и лёгкие грузоперевозки не снижается, а прежние портфели компании сумели реструктурировать, получив отсрочки по платежам. Кроме того, Минпромторг сохраняет программы субсидирования. Этим и можно объяснить интерес крупных игроков к поглощению мелких: в конце марта закрыта сделка по приобретению калининградской лизинговой компании "Каркаде" Газпромбанком и его дочерней лизинговой компанией за 2,9 млрд рублей. По данным рейтинга "ДП", игрок из западного эксклава занимал в Петербурге 15% рынка автолизинга по итогам 2019 года, его покупатель — до 5%.
“
На сегодняшний день в "ТСС–Лизинг" обслуживается большое количество клиентов из областей металлургии, пищевой промышленности, строительства, грузовых и пассажирских перевозок, деревоперерабатывающей отрасли, нефтегазодобычи и других сфер.
Татьяна Донченко
генеральный директор, "ТСС–Лизинг"
“
Мы стараемся, чтобы люди ценили нас за лояльность, гибкость, индивидуальный подход, наличие новых продуктов и скорость. "Интерлизинг" старается всегда быть на вершине волны.
Сергей Савинов
генеральный директор, "Интерлизинг"
Материал подготовлен в рамках проекта
ТОП-100 — 2020
.