На сайте "Авито" всё чаще стали появляться объявления о продаже различных бизнес-активов, владельцы которых заявляют, что не собирались ничего продавать. Речь может идти о нескольких схемах — от изучения спроса до недобросовестных практик риелторов.
На днях на сайте "Авито" появилось объявление о продаже сети из шести ресторанов в Петербурге за 550 млн рублей. Оно проиллюстрировано фотографиями ресторана "Алые паруса" на Кронверкской наб., 3. Описание заведений соответствует тому, что представляет собой сеть ParkKing Алексея Бурика. Автор объявления также продаёт ряд других объектов недвижимости, на его аватаре размещён логотип одного из агентств.
Однако сам Алексей Бурик заявил, что узнал об объявлении от корреспондента dp.ru. "Я немножко в шоке, — сказал он. — В первый раз об этом слышу. Мы ничего не продаем. То ли это злоумышленники какие-то, то ли это конкуренты развлекаются. Если бы я стал продавать бизнес, то точно не на "Авито", это просто смешно. Да и сейчас неподходящее время для продажи бизнеса".
На следующий день после этого разговора в объявлении полностью поменялся контент. В описании исчезли подробности, указывающие на ParkKing, а в качестве иллюстрации теперь используется фотография московской кофейни.
В апреле 2020 года Алексей Бурик в интервью изданию "Своё дело" рассказывал о бедственном положении своего бизнеса (на тот момент заведениям общепита разрешили работать только навынос). По словам предпринимателя, он даже был вынужден продать единственную квартиру своей семьи в Петроградском районе, чтобы покрыть различные издержки. А в начале лета Алексей Бурик написал заявление в полицию, в котором сообщил, что его обманули на 25 млн рублей в компании "Криптоюниверс", предоставляющей услуги аренды оборудования для криптомайнинга.
Тайные продавцы
Ситуация, когда бизнес-активы оказываются на "Авито", а их владельцы заявляют, что ничего об этом не знают, в Петербурге не нова. Только за последнее время можно вспомнить, как минимум, три подобные истории.
Так, за 990 млн рублей продавалась часть административного здания на Манежной пл., 6, принадлежащая главе холдинга "Теорема"Игорю Водопьянову и его бизнес-партнёру Кириллу Шишкову. Игорь Водопьянов заявил, что действительно готов продать объект, но никаких указаний о размещении объявлений не давал. Он предположил, что риелтор решил подыскать ему покупателя по собственной инициативе.
Затем на "Авито" появилось объявление о продаже земельного участка на Пулковском шоссе за 3,8 млрд рублей. Как выяснил dp.ru, он находится в собственности структуры Народного сберегательного банка Казахстана, а реализацией проекта застройки занимается петербургское ООО "Скандинавия девелопмент". Согласно договорённости сторон, последнее намерено выкупить участок у банка, то есть выставлять его в открытую продажу не планировалось. "Один из контрагентов, к которому обращались коллеги из Казахстана, решил, что он сможет заработать на перепродаже участка и разместил объявление на "Авито", — объяснили произошедшее в "Скандинавии девелопмент". Объявление в итоге было снято с публикации.
Также после запроса dp.ru исчезло и объявление о продаже киосков городской сети "Билетёр". В комитете имущественных отношений Петербурга тогда сообщили, что ни сама компания, ни её имущество не продаётся. Сообщение о продаже чиновники объяснили действиями неустановленного лица.
"Пощупать" рынок
"По своему опыту я вижу три возможные истории, — рассказывает директор компании "Интекон"Игорь Лучков. — Первая — это попытка собственников прощупать рынок. Может быть, еще не окончательно созрело решение о продаже, и есть желание посмотреть на реакцию. Может быть, такая идея была выдвинута, менеджмент сработал, а собственник уже забыл про эту идею. Такие вещи бывают. То, что у нас риелторы проявляют повышенную активность и иногда даже бегут впереди паровоза, — это тоже факт. Им надо деньги зарабатывать и ту информацию, которая им поступает, они стараются использовать по максимуму. Это история не очень нормальная, но и она имеет место быть. И третья история, менее распространенная, — это когда пытаются продать объект подороже за счёт мнимого повышения цен. Покупатель анализирует рынок на основе объявлений. И можно создать некую иллюзию такими фейковыми объявлениями. Это точечная вещь, но и она бывает".
У президента Российской гильдии риэлторовИгоря Горского есть свои объяснения. "Такая схема пришла с вторичного рынка жилья, когда выставлялись квартиры — так называемые "заманушки", — рассказывает он. — Звонят клиенты, им говорят: эта квартира вчера ушла, но у нас есть другая, не хотите ли посмотреть? Мне кажется, что на рынке коммерческой недвижимости такие вещи не работают, и это люди, которые действуют по-старинке. А бывает ситуация, когда консультанту не ставится чётко задача в массовых сетях объявления не размещать. И тогда, поскольку его задача совершить сделку и заработать комиссию, он размещает на всех доступных ему ресурсах".
Такого рода действия чреваты судебными исками и обращениями в правоохранительные органы, так как затрагивают деловую репутацию предпринимателей, предупреждает Игорь Горский.
Вместе с тем, эксперт отмечает и ещё один момент: "Рынок достаточно сложный в настоящее время. У многих компаний проблемы. И даже несмотря на то, что сейчас "дно", они готовы продаваться, потому что у них кредитная нагрузка, им нужно выплачивать зарплату сотрудникам. Особенно это ресторанная сфера. Поэтому многие компании все равно продают объекты или пытаются подыскать соинвестора".
Президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар называет указанную в первоначальном объявлении цену реальной. Он полагает, что речь может идти о "прощупывании рынка, покупательского спроса".