В авторетейле Петербурга работает более 30 тыс. человек, а общий объём отчислений отрасли в бюджетную систему, по оценкам самих участников рынка, составляет 20 млрд рублей в год. Дилерские автоцентры города в 2020 году с трудом пережили нерабочую весну, а после столкнулись со взрывом спроса со стороны покупателей и небывалым дефицитом машин почти по всем брендам. И пока устояли.
Миллиардные потери
Открыться в обычном режиме автодилерам разрешили лишь в начале июня. Правда, только по предварительной записи и без тест-драйвов, но они были рады и этому. По подсчётам Russian Automotive Market Research, за январь–февраль 2020-го в стране было продано новых легковых автомобилей на 367,6 млрд рублей (+21% к аналогичному периоду прошлого года). Из них 31,2 млрд потратили покупатели в Петербурге. Таким образом, только один месяц простоя обошёлся авторетейлу примерно в 10 млрд рублей.
За это время почти все дилеры запустили или развивали собственные онлайн-сервисы. Фактически они представляли собой онлайн–бронирование с предоплатой. При этом участники рынка столкнулись с множеством нюансов, учесть которые в дистанционных продажах было невозможно. Например, как на расстоянии оценить автомобиль, сдаваемый в trade-in?
С помощью онлайн-сервисов продавать автомобили удавалось, но таких сделок всё же было немного. За нерабочий апрель в Петербурге было продано на 73% меньше новых легковых автомобилей, чем за аналогичный месяц прошлого года, то есть всего 2,6 тыс., подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат". В свою очередь, объём рынка подержанных легковушек за этот период сократился на 51%, до 7 тыс. единиц.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
С января по сентябрь рекомендованные розничные цены на новые легковые машины в России выросли в среднем на 12%, подсчитали в "Автостате". Увеличилась и общая сумма, которая в стране потрачена на обновление автопарка. В сентябре 2020-го покупатели в России приобрели легковых машин на 209,4 млрд рублей по сравнению со 179 млрд в сентябре прошлого года, отмечают в "Автостат Инфо".
Драйверы роста
Один из главных факторов, который с начала лета подстёгивает спрос, — опасение дальнейшего ослабления рубля. Потребители пытаются обезопасить свои накопления за счёт покупки машин или недвижимости, особенно в среднем и премиальном сегментах, полагает генеральный директор "Лаборатории трендов" Елена Пономарёва. По её оценке, стимулом для покупки автомобиля стало и закрытие международных границ из-за пандемии, вследствие чего у людей освободились средства, отложенные на отпуск.
Третья причина оживления рынка — накопленный отложенный спрос, полагает аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Калачев. Он напоминает, что в период весеннего локдауна продажи автомобилей обвалились главным образом из-за того, что автосалоны были закрыты, а люди сидели по домам. По мнению аналитика, восстановлению прежних объёмов рынка будет мешать рост стоимости автомобилей и снижение доходов в ходе экономического кризиса.
"Но есть и факторы поддержки. Это снижение ключевой ставки ЦБ, вслед за которой уменьшаются кредитные ставки, а также расширение программы поддержки автопроизводителей через стимулирование спроса", — отмечает Калачев.
Наращивая дефицит
Весенняя остановка заводов и последовавшие за ней традиционные летние каникулы, когда на производствах налаживают и модернизируют оборудование, привели к дефициту автомобилей. Пожалуй, впервые за долгое время авторетейл столкнулся с фактически пустыми складами. Но участникам рынка такая ситуация скорее на руку, ведь часть потребителей не готова ждать и покупает более дорогие комплектации.
К осени очередь на самые ходовые комплектации в Петербурге растянулась до 2 месяцев. В то же время продавцы увеличивают число дополнительных опций, установленных на модели в наличии. Автосалоны уже давно зарабатывают на продаже дополнительного оборудования и, очевидно, стали продавать машины с большим, чем раньше, количеством уже установленных опций.
Пока дефицит не оказывает существенного влияния на рынок: спрос тоже растёт. В сентябре 2020 года в Петербурге было продано 13,4 тыс. новых легковых автомобилей — на 6% больше, чем годом ранее, подсчитали в аналитическом агентстве "Auto-Dealer-СПб". И этот показатель увеличивался уже третий месяц подряд.
Всего же в январе–сентябре в городе было продано 95,1 тыс. машин, что на 15 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. С учётом сокрушительной весны это падение не такое сильное, каким могло быть. К покупке "здесь и сейчас" горожан подстёгивает и вторая волна пандемии, из-за которой может быть снова введён карантин, и рост рекомендуемых розничных цен на автомобили, и непрогнозируемый курс рубля к иностранной валюте после президентских выборов в США.
Долю Петербурга в общем объёме продаж автомобилей в России по итогам 9 месяцев аналитики оценивают в 8,7% (год назад за аналогичный период — 8,8 %).
Крупные сделки
Пожалуй, крупнейшей сделкой в авторетейле города стала продажа 10 салонов группы компаний "Мега-Авто", которая состоялась в конце 2019-го — начале 2020 года. Покупателем основных активов — семи автоцентров — стала Объединённая автомобильная корпорация — РРТ (ОАК-РРТ), контролируемая Олегом Барабановым. Три из них расположены в Петербурге: это официальный дилер Mazda "Автопойнт" и дилер Mitsubishi "Галант-Авто" на улице Хошимина, а также "Галант-Авто Жукова" (Mitsubishi). В сделке участвовал банк "Санкт-Петербург", он структурировал реорганизацию "Мега-Авто". Эксперты предполагали, что продажа части активов автодилера была вызвана требованием банка погасить кредит, а выручка от сделки как раз могла быть направлена на погашение задолженности.
Значительную активность на рынке проявил также холдинг "Аларм–Моторс", который взял в портфель несколько новых брендов (в основном китайские), а также купил у ОАК-РРТ дилерский центр на Выборгском шоссе, выставив в нём Mazda и Geely. В свою очередь, ОАК-РРТ перевела оттуда Nissan в свой дилерский центр на улице Хошимина, приобретённый у "Мега-Авто".
Ещё одной крупной сделкой стала покупка дилерского центра Volkswagen на Рыбинской улице, который перешёл от "Мега-Авто" к холдингу "Максимум". К осени холдинг также открыл крупный автосалон с подержанными автомобилями на Транспортной территории в Мурино.
“
Холдинг основан на принципах сотрудничества с лучшими в своей области партнёрами и подрядчиками. Выстроенные бизнес-процессы позволяют достигать высоких результатов.
Дмитрий Троицкий
"Мега–Авто", владелец
Материал подготовлен в рамках проекта
ТОП-100 — 2020
.