Новогодние ограничения, анонсированные властями Петербурга на неделе, уже вызвали шквал критики со стороны предпринимателей, но до сих пор остаются главной темой для обсуждения в бизнес-сообществе. О том, как пара концертов спровоцировала введение запретов и к чему готовятся участники рынка, читайте в материале "ДП".
Концерты в "Ледовом"
Еще неделю назад никто не представлял, что планы Смольного на Новый год будут столь радикальными. Суточная заболеваемость коронавирусом, согласно данным оперштаба, остановилась на отметке 3,7 тыс. человек, а власти регулярно рапортуют об успехах вакцины "Спутник V".
Однако два концерта Басты изменили ситуацию вмиг. Большее возмущение у предпринимателей вызвало то, что во время многотысячного мероприятия в "Ледовом дворце" чиновники отправились проверять клубы с гораздо меньшей посещаемостью.
Примечательно и то, что в Смольном изначально отказались признавать ошибку, отметив, что концерты Басты были согласованы и прошли в соответствии с требованиями. Появившиеся же в соцсетях снимки говорили об обратном.
Зрительский зал во время концерта Басты в "Ледовом дворце".
Уже в понедельник, 30 ноября, глава Роспотребнадзора Анна Попова поручила провести проверку, а на следующий день последовала критика со стороны премьер-министра Михаила Мишустина. В итоге "Ледовый дворец" отменил все крупные шоу до конца года и получил полмиллионный штраф, а глава комитета по культуре Константин Сухенко отделался выговором.
Новогодние запреты
Спустя день после реакции федерального центра правительство Петербурга сообщило о вводимых ограничениях на период праздников. Власти запретили посещение музеев, концертов и театров.
Меры вновь коснулись заведений общепита, рестораны и кафе не будут работать пять дней, с 30 декабря по 3 января, а с 25 по 29 декабря и с 4 по 10 января не смогут принимать посетителей после 19:00.
Вице-губернатор Евгений Елин заявил, что целью запретов является снижение туристической привлекательности Петербурга, и призвал встретить Новый год в семейном кругу. При этом, ни о какой господдержке предприятий речи не идет.
Изменилось и само отношение властей к концерту в "Ледовом".
"Баста выступил — мы точно знаем, что через две недели получим всплеск заболеваний", — отметил Елин во время брифинга.
Чиновник пообещал отменить часть ограничений в случае, если спровоцированный рост заболеваемости остановится.
В своей логике действия городского правительства оказались довольно эффективными и моментально повлияли на туристическую привлекательность Петербурга.
Уже через два дня после анонса ограничений Ассоциация туроператоров России сообщила о массовых отказах от туров в Северную столицу. Чтобы хоть как-то привлечь клиентов отельерам приходится снижать цены до 40%.
Потери общепита
"Почему мы сделали акцент на праздничные и послепраздничные дни? Это время, когда не работают предприятия, это время, когда нет обязанностей ездить на работу, нет каких-то обязанностей ходить в офисы и общественные места, и каждый может выбирать, как он проведет это время. В конечном итоге именно в этот период влияние на экономику минимальным является", — заявил Евгений Елин, объясняя логику новогоднего локдауна.
С ним категорически не согласны представители индустрии общественного питания. Участники рынка по-разному оценивают свои потери, но факт в том, что новогодние каникулы приносят кафе и ресторанам большую часть выручки в январе.
"Новогодние праздники для большинства ресторанов — это способ собрать ту самую подушку безопасности на весну. Теперь они отобрали и её", — отмечал в разговоре с "ДП" ресторатор Александр Затуливетров.
По словам старшего руководителя проектов группы консалтинговых компаний SRG Константина Гнездилова, оборот петербургских предприятий сектора за девять месяцев уже снизился на 30% в сравнении с прошлым, а вводимые ограничения только усугубят ситуацию.
"Я согласна, что для снижения роста заболеваемости необходимо принятие определенных мер. Бизнес тоже заинтересован в скорейшем и окончательном выходе из критической зоны заболеваемости. Однако, считаю, что принятые меры в виде наложенных дополнительных ограничений на заведения общепита, не решат этот вопрос. Рестораны с введенными мерами санитарной обработки и социального дистанцирования не представляют такой угрозы с точки зрения распространения вируса, как другие места публичного пользования, а потери бизнес понесет ощутимые", — подчеркивает президент компании "Сабвэй Россия" Ольга Блудовская.
Руководитель петербургского филиала компании "ЦКТ", реализующей торговое оборудование, Алексей Биляк уверен, что часть баров будет вынуждена перейти на нелегальный формат работы, пуская посетителей после 19:00 по договоренности.
"Практика показывает, что большинству питейных заведений проще один-два раза заплатить штраф, нежели чем терять клиентуру, которая мало того, что не придет из-за ограничений, так ещё и впоследствии окончательно растеряется", — отмечает он.
Реакция бизнеса
На фоне наступления праздничного локдауна вновь заговорили о необходимости выстраивать работу кафе на доставку и вынос. Однако, как ранее заявляли "ДП" петербургские рестораторы, такой формат работы не приносит прибыли и лишь позволяет персоналу не растерять квалификацию.
Объединение представителей отрасли "Рестоград" само предлагало Смольному ввести частичные ограничения, но предприниматели не ожидали, что видение власти окажется гораздо более жестким.
"Мое мнение, что все необходимые меры безопасности общепит уже принял. Как я уже отметила, это требования по санитарной обработке помещений, требования к сотрудникам, жесткие нормы по социальной дистанции. В частности, предприятия сферы быстрого обслуживания выполняют все требования по организации посадочной зоны", — считает Ольга Булдовская.
Рестораторы и отельеры Петербурга уже потребовали отменить запреты, подчеркнув, что локдаун "убивает" малые предприятия индустрии, которая еще не восстановилась полностью после весеннего карантина.
Предприниматели заявили о готовности бороться за право на работу при соблюдении рекомендаций Роспотребнадзора.
Пока Смольный не отреагировал на открытое письмо, в этом случае владельцы заведений пообещали обратиться к президенту России.