Ко второй волне ковида Петербург пришёл более подготовленным, однако закрытые границы удлиняют логистические цепочки.
По оценке генерального директора "Келеанз Медикал" Елены Кириленко, с января по ноябрь текущего года медицинские учреждения города и области заключили 83 государственных контракта на покупку аппаратов ИВЛ на общую сумму 1,97 млрд рублей. В числе самого востребованного оборудования она называет также инфузионную технику, мониторы пациента и аспираторы. Кроме того, резко возросла потребность в оборудовании для дезинфекции — большими объёмами закупались рециркуляторы для обеззараживания воздуха.
"Сейчас вырос спрос на аппараты мониторинга состояния пациентов. Требуется дополнительное оборудование для работы в красных зонах, а также компьютерные томографы для диагностики лёгких: спрос на всё это растёт вместе с числом заболевших", — говорит Елена Кириленко. При этом доля петербургских производителей в общем объёме закупаемой медтехники кардинально не изменилась. Исключением стали СИЗ, потребность в которых город теперь обеспечивает полностью. Ряд местных компаний с начала пандемии начали выпускать продукцию для борьбы с новой инфекцией. В том числе семь резидентов особой экономической зоны запустили производство СИЗ ("Силагнис"), антивирусной вакцины ("Биокад" и "Фармасинтез–Норд") и препаратов для лечения осложнений на фоне ковида ("Вертекс"), оборудования для дезинфекции помещений и транспорта ("АСКМ"), тест–систем на наличие вируса либо антител ("Витал Девелопмент Корпорэйшн" и "Биопалитра"). "На площадках ОЭЗ складывается фактически “антиковидный кластер”", — отмечает генеральный директор АО "ОЭЗ “Санкт–Петербург”" Тамара Рондалева.
По её оценке, вложения в разработку и выпуск новых продуктов отразились на общих показателях резидентов. За III квартал 2020–го объём инвестиций со стороны в проекты в ОЭЗ вырос на 63% и составил 2,3 млрд рублей (против 1,4 млрд рублей в III квартале 2019–го). В свою очередь, в Ленобласти объём отгруженных товаров участников медпрома за 9 месяцев 2020 года составил 7,7 млрд рублей, увеличившись в 6,9 раза к аналогичному периоду прошлого года. Два крупнейших предприятия региона — фармацевтическое НАО "Северная звезда" и "Респираторный комплекс", выпускающее СИЗ. В "экономическом" блоке правительства Ленобласти говорят, что отраслевые производители не сообщали властям о проблемах с поставками запчастей или о сложностях с сертификацией.
Вместе с тем там отмечают, что региональные чиновники помогли трикотажной фабрике "Комацо" получить государственную регистрацию на новый продукт: многоразовую медицинскую маску.
В целом, по оценке областного правительства, с начала пандемии объём закупок медицинской техники в рублях значительно вырос. Комитет по здравоохранению Ленобласти провёл масштабную модернизацию коечного фонда — закупил 1876 кроватей и столько же мониторов слежения, около 800 аппаратов ИВЛ (из них половина — для ковид–отделений), УЗИ, палатные рентген–аппараты, дефибрилляторы, инфузионные станции, шприцевые насосы и другое оборудование. По экспертной оценке, объём средств, направленных на закупку российского оборудования, составляет около 45%, а на иностранное — порядка 55%, отмечают в комитете.
В жёстких условиях
Если посмотреть на влияние коронавируса на фармацевтическую промышленность, можно найти и положительные, и отрицательные стороны, полагает коммерческий директор ООО "НТФФ “Полисан”" Дмитрий Борисов. Несомненно, произошёл скачок производства, особенно у тех предприятий, в чьём портфеле были препараты из рекомендаций Минздрава РФ. "В основном это антибиотики, противовирусные препараты, антикоагулянты и инфузионные растворы. По данным позициям спрос вырос в разы, а по некоторым — в десятки раз", — говорит он.
Вместе с тем, по мнению Дмитрия Борисова, есть и ряд негативных тенденций. Была приостановлена плановая госпитализация и оказание медицинской помощи гражданам по причинам, не связанным с ковидом, что сильно сказалось на закупках всех препаратов, не входящих в стандарты Минздрава. Кроме того, есть большие сложности с экспортными поставками. "В связи с обвалившимся мировым товарооборотом и закрытием границ появился глобальный дефицит морских и железнодорожных контейнеров, отменено авиасообщение со многими странами. А те немногие варианты доставки, которые предлагаются перевозчиками, подскочили в цене", — рассказывает Борисов.
Он добавляет, что закрытые границы усложнили доступ иностранным специалистам на российские производства, которые проводят на них ремонт и пусконаладочные работы по оборудованию. Кроме того, пандемия нанесла сильный удар по разработке новых лекарственных препаратов. Ключевые министерства также ушли на удалёнку, и движение документов в них занимает длительное время. "Ну и глобально — покупательная способность наших граждан резко снизилась. Это очень негативный показатель и для промышленности, и для страны в целом. Можно долго перечислять все негативные тенденции, которые сейчас есть в отрасли. Для всей страны это тяжёлое испытание", — резюмирует Дмитрий Борисов.
Похожего мнения придерживается генеральный директор АО "НИПК “Электрон”" Александр Элинсон. "Говорить о том, что пандемия помогла развитию медицинской промышленности, не совсем верно. Как и другие отрасли экономики, она столкнулась с трудностями, связанными с введением целого ряда ограничительных мер и жёсткими санитарно–эпидемиологическими требованиями. Скорее, можно говорить о структурном изменении рынка. Закупались прежде всего аппараты, которые были необходимы для экстренного дооснащения лечебных учреждений, оказывающих помощь больным коронавирусной инфекцией. Это передвижные рентгенодиагностические аппараты и компьютерные томографы", — рассказывает Александр Элинсон. При этом закупки, которые были ранее включены в план на 2020 год, госзаказчики перенесли на более поздний срок. Например, программа переоснащения учреждений первичного звена начнёт реализовываться только в следующем, 2021 году, уточняет он.
В компании "Герофарм" не заметили роста закупок в связи с пандемией коронавируса. "Более того, по препаратам ряда нозологий в первую волну фиксировалось сокращение продаж. Самоизоляция населения и ограничение плановых визитов к врачам — специалистам узкого профиля привели к уменьшению количества назначений рецептурных препаратов, напрямую не связанных с COVID–19", — сообщили в пресс–службе.