Снижение числа передвижений из-за пандемии коронавируса — явление временное, и транспортная система Петербурга требует решения давно назревших проблем. Город ругают за недостаточно развитую систему метро, заторы на дорогах и единственную дорогу до аэропорта. Нынешний год, несмотря на кризис в экономике в целом, дал толчок для решения ряда транспортных проблем. Об основных событиях 2020-го в сфере развития системы транспорта в Петербурге — в обзоре DP.RU.
Ставка на новичка
В Москве с начала 2020 года введено в эксплуатацию 15,65 км линий и шесть новых станций метрополитена. Планируется, что до конца декабря будет построено еще 8 километров путей и три станции. В Петербурге за тот же период не было открыто ни одной станции метро.
В опросе, проведенном DP.RU, 79% респондентов заявили, что их не удовлетворяет уровень развития транспортной инфраструктуры Петербурга. Главное, чего не хватает городу, по мнению опрошенных — как раз новых станций метро, а также кольцевой линии метрополитена.
Затраты на метростроение в городе в этом году были сокращены с 13,8 млрд рублей до 9 млрд рублей, а генподрядчик метростроения в городе — компания "Метрострой" — и вовсе проходит процедуру банкротства (судебное дело было начато еще весной 2019 года). Губернатор Петербурга Александр Беглов даже успел обсудить проблемы со строительством городского метрополитена с Владимиром Путиным.
"Ситуация сложная: банкротить и нужно, и нельзя (речь идет о компании "Метрострой" — прим. ред.), потому что нельзя останавливать стройку", — заявил градоначальник.
Чтобы разрешить ситуацию в октябре текущего года группа ВТБ создала новое юридическое лицо для участия в проектах по развитию инфраструктуры Петербурга АО "Метрострой Северной столицы". Эта организация должна будет прийти на смену "Метрострою".
На этой неделе, 14 декабря, Александр Беглов и президент-председатель правления Банка ВТБАндрей Костин подписали соглашение о безвозмездной передаче 65% акций новой организации в собственность города. В Смольном создание новой компании назвали "началом нового этапа петербургского метростроения".
Изменится ли скорость строительства метро в Петербурге в связи с изменениями генподрядчика, пока непонятно, но горожане (и жители Ленобласти тоже) на это очень надеются. Особенно это касается юго-западной части Петербурга, Приморского района, а также Кудрово.
Курс на Восток
Строительство в Петербурге Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) обсуждалось почти восемь лет. И вот, наконец, 18 ноября 2020 года было подписано дополнительное соглашение о строительстве развязки, которая соединит Западный скоростной диаметр (ЗСД) и Витебский проспект, — это первый этап создания новой скоростной дороги в Петербурге.
Данная развязка является и фактически, и юридически продолжением ЗСД. Её строительство будет реализовано по схеме государственно-частного партнерства. Участвуют: компания "Магистраль Северной столицы", которая сейчас является оператором ЗСД, и АО "Западный скоростной диаметр", что находится в собственности города. Общая стоимость развязки составит около 30 млрд рублей. Из этой суммы 10 млрд планирует выделить инвестор, еще 10 млрд рублей — городские власти, оставшиеся 10 млрд — федеральное правительство. Москва намерена уже в этом году выделить на первый этап строительства ШМСД 1 млрд рублей, еще по 3 млрд рублей будут выделяться ежегодно с 2021 по 2023 годы.
Всего запланировано четыре этапа строительства дороги. Трасса протяженностью около 30 км должна пройти от Западного скоростного диаметра в районе Благодатной улицы до кольцевой автодороги (КАД) в районе Кудрово, а далее до Мурманского шоссе.
Для создания оставшихся трёх участков, помимо Витебской развязки, должен будет проводиться открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения. Стоимость этих участков составит порядка 150 млрд рублей.
Тот факт, что начало реализации проекта фактически положено, — хорошая новость для города. ШМСД поможет снизить нагрузку на улично-дорожную сеть города и перераспределит трафик, идущий через центр.
Но всё же не стоит ждать, что годы строительства дороги пройдут спокойно — не исключается и отсрочка сдачи объектов, как это было с ЗСД, так и недовольство жителей некоторых районов города, где будет проходить новая дорога.
Весточка из Китая
Коронавирусные ограничения в регионах России и закрытые границы ожидаемо привели к ощутимому сокращению пассажиропотока отечественных аэропортов, и Пулково тому не исключение. Оживление в августе, связанное с открытием для россиян границ с Турцией, а также рост пассажиропотока Пулково на 39% на региональных направлениях, выправить ситуацию не позволили.
За девять месяцев нынешнего года петербургский аэропорт обслужил 8,2 млн пассажиров, что примерно на 40% меньше показателя аналогичного периода 2019 года. Оператор аэропорта, компания "Воздушные ворота Северной столицы " (ВВСС) ожидает, что по итогам 2020 года Пулково обслужит 11,7 млн пассажиров, на 7,9 млн пассажиров меньше, чем за весь прошлый год.
До кризиса был прогноз, что пассажиропоток в этом году перевалит через отметку 20 млн человек, и, наконец, оператору удастся реализовать масштабный проект реконструкции аэропорта. Речь идет о второй очереди модернизации Пулково, входящей в единый план по развитию петербургской авиагавани до 2039 года, который был принят почти десять лет назад. Первая очередь проекта была завершена в 2015 году. Общий объем инвестиций составил 1,2 млрд евро. Инвестиции во вторую очередь реконструкции оцениваются на уровне 500 млн евро.
Но коронавирус (и отсутствие турпотока из Китая, который в последние годы помогал Пулково наращивать пассажиропоток) вынудил отложить планы по увеличению пропускной способности петербургской авиагавани. В начале ноября ВВСС объявила о том, что рассмотрение финального мастер-плана развития Пулково сдвигается на 2021 год. В отрасли надеются, что рынок сможет восстановиться к 2022 году.
ВСМ Москва-Петербург
Кроме чисто городских проектов, одной из наиболее важных тем для Петербурга стало строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. В этом году проект начинал обретать реальные очертания — после поручения Владимира Путина (с просьбой поддержать проект еще в 2019 году к президенту обратились глава ОАО РЖДОлег Белозеров и Александр Беглов) началось проектирование дороги.
Власти Петербурга и РЖД к началу декабря 2020-го согласовали трассировку новой линии железнодорожной магистрали. Как заявил Александр Беглов в эфире "Радио России", дорога пройдёт вплотную к Великому Новгороду и подключит город "к нашей агломерации (Петербурга — прим. ред.) с Ленинградской областью". Предполагается, что это позволит увеличить пассажиропоток на магистрали.
Непосредственно реализация проекта должна начаться в 2022 году, а окончание строительства ВСМ ожидают в 2026 году. Инвестиции оцениваются в 1,4–1,7 трлн рублей. Новая линия позволит сократить время в пути между двумя городами примерно до 2 часов 15 минут — поезда смогут двигаться со скоростью 400 км/ч.