Не дожидаясь строительства моста, в Подпорожье закрывают плотину — единственную связь для жителей двух берегов.
Откладывать реконструкцию плотины Верхне–Свирской ГЭС в городе Подпорожье более невозможно, заявляют в ПАО "ТГК–1" (входит в ООО "Газпром энергохолдинг"), которому принадлежит станция. Это значит, что часть жителей Подпорожья, чьи дома стоят на правом берегу Свири, а также обитатели ряда крупных посёлков будут отрезаны от основной части города, находящейся на левом, через которую к тому же проходит единственная связывающая его с остальным миром трасса. Власти, похоже, вняли аргументам энергетиков, но с опасением ждут начала реконструкции.
Работы неизбежны
Сооружение было построено в 1952 году и с тех пор глобально не ремонтировалось. Технологический проезд Верхне–Свирской ГЭС никогда не являлся мостом, он изначально был рассчитан только на перемещение техники, которая обслуживает ГЭС, но не большегрузного транспорта, говорят в ТГК–1.
В 2012 году на плотине запустили реверсивное движение, а также ограничили проезд грузовиков массой более 10 тонн, однако и этим мерам вышел срок, да и нарушителей хватает.
"Запланированные работы неизбежны, так как из–за длительной эксплуатации с нерасчётными нагрузками конструкции технологического проезда находятся в угрожающем состоянии. Если не принять срочные меры, может произойти обрушение. Это серьёзное ЧП влечёт угрозу жизни людей, порчи имущества, нарушения судоходства. В первую очередь это коснётся жителей Подпорожья. Откладывать реконструкцию более невозможно", — пояснили "ДП" в ТГК–1.
Проект реконструкции плотины, разработанный энергетиками, предполагает полную замену несущих конструкций технологического проезда, по которым сейчас двигается транспорт. То есть автомобильное движение будет перекрыто полностью с 31 марта по 31 декабря 2021 года, сообщала на своих ресурсах ТГК–1. По словам вице–губернатора правительства Ленобласти Сергея Харлашкина, энергетики должны справиться быстрее.
"ТГК–1 берётся делать всё с перекрытием в один сезон. С открытием навигации специальный кран для проведения работ пойдёт из Волгограда, не раньше середины мая, наверное, полностью закроем плотину. До конца октября должны открыть. Фактически летний сезон пережить, и всё. Ускорять ничего не нужно, и так процесс быстрый", — прокомментировал "ДП" чиновник.
В какую стоимость обойдётся реконструкция, в ТГК–1 не ответили, отметив, что это будут собственные средства компании. Согласно сайту госзакупок, один из этапов будет стоить 379,2 млн рублей, на эту сумму планируется подписать договор с единственным участником торгов — ООО "ТеплоЭнергоРемонт", с которым ТГК–1 уже работала.
Странное совпадение
Некоторые областные чиновники неофициально отмечают, что ТГК–1 на протяжении последних лет перманентно информировала правительство региона о плачевном состоянии плотины, однако обострился вопрос с реконструкцией именно тогда, когда началось строительство моста через Свирь. Энергетики же утверждают, что решение о неотложности реконструкции никак не связано с новой переправой.
Напомним, в конце 2019 года ГКУ "Ленавтодор" заключило контракт с московской компанией "ЕвроТрансСтрой" (ЕТС) почти за 3,6 млрд рублей на строительство моста в Подпорожье. По документам работы нужно закончить до 1 декабря 2026 года, однако благодаря федеральному софинансированию и хорошим темпам подрядчика движение по мосту планируют запустить уже к концу 2022 года. Казалось бы, пару лет можно и подождать, если ждали как минимум десять.
"Честно говоря, я в этой парадигме жил — убедить ТГК–1 подождать, но потом встретился с “РусГидро”, поднял архивные документы, посмотрел изыскания. Подводная часть в плачевном состоянии, фактически на одной арматуре держится вся конструкция. Весь бетон высыпался. Под водой прутья арматуры, и на них стоит вся эта махина. Никто не может дать даже малейших гарантий, что плотину не смоет в случае чего. Другого выхода просто нет", — поделился Сергей Харлашкин.
Невозможность начала строительства моста через Свирь раньше, чем в 2019 году, чиновник объяснил отсутствием денег. "Мостовиков мы тоже серьёзно подгоняем. Думаем, в 2022 году нужно сдаваться им", — заявил Харлашкин.
Возможно, считают некоторые, с появлением моста перекрытие плотины перестанет быть острой социальной проблемой. И местные энергетики опасаются, что им окажется сложнее добиваться финансирования её ремонта у своего московского начальства.
Альтернативные пути
Дорожная альтернатива плотине только одна — крюк на 160 км через Карелию. Решать проблему связи двух берегов планируют с помощью понтонной переправы, однако она будет разводная, поскольку Свирь — судоходная река.
"Два основных варианта: организация понтонной переправы для передвижения легкового, грузового транспорта и автомобилей специальных служб, параллельно с ней будет организован пеший проход через плотину ГЭС и подвоз жителей рейсовыми автобусами. Вариант паромного сообщения рассматривается в качестве дополнительного из–за транспортной нагрузки между правым и левым берегом: паром с ней просто не справится", — пояснил "ДП" глава администрации Подпорожского района Александр Кялин.
По его данным, ежедневно с правого берега на левый и обратно перемещается порядка 2,5 тыс. человек. Движение грузовых средств сведено к минимуму, и они пользуются окружными дорогами, и при организации понтонной переправы грузоотправители и перевозчики пострадают не сильно. В ТГК–1 сообщили, что через мостовой переход в среднем за сутки проходит 2700 автомобилей. Из них около 75 автобусов (без высадки пассажиров), около 50 грузовых автомобилей массой более 3,5 тонны.
В Подпорожье есть и железнодорожный мост. По нему планируется организовать работу дополнительных электричек между станциями Подпорожье и Свирь, а также установить в маршруте "Ласточки" остановку на станции Подпорожье. Ещё одно предложение — предусмотреть возможность пропуска по мосту машин скорой, МЧС и полиции. Только неясно, как это будет реализовано.
По словам главы дорожного комитета Ленобласти Дениса Седова, наведение понтонной переправы — наиболее вероятный вариант решения вопроса организации транспортного сообщения между берегами Свири. "Осложняется вопрос поиском подходов, так как у реки довольно сложные берега, но эту задачу мы решим", — заявил Седов.
По мнению Кялина, если будет понтонная переправа и пеший проход через ГЭС, то транспортное сообщение получится организовать с наименьшими потерями. "Вторым альтернативным вариантом является перенос сроков реконструкции плотины. Других комфортных для населения вариантов нет", — заявил чиновник.
Понтонная переправа лучше парома, считает эксперт транспортного развития территорий ИТП "Урбаника" Илья Резников, а увеличивать частоту пригородных поездов довольно бесполезно.
"Вокзал далеко и от застройки в Подпорожье, и от посёлков на другом берегу. К вокзалу нужно будет возить с двух сторон. Лучше организовать переправу через реку в самом Подпорожье. Причём важна переправа не только для людей, но и для машин. Грузы ведь на электричке не повезёшь. Так что временный понтонный мост выглядит лучшим решением, хоть и непонятно, как он будет работать из–за прохода судов по реке", — говорит Резников, отмечая, что с реальной проблемой скорее столкнутся жители крупных посёлков Важины и Никольский, находящихся чуть дальше по Свири, а не Подпорожья, преимущественно сосредоточенного на одном берегу реки.
"Естественно, население и представители бизнеса с опасением ждут начала реконструкции плотины и закрытия проезда через неё, — говорит глава администрации района. — Но мы считаем, что организация понтонной переправы позволит свести риски к минимуму".