26 ноября Александр Беглов подписал закон "О городском бюджете на 2021 год"
Несмотря на заявления чиновников, что он получился более социальным, главный финансовый документ Петербурга наращивает долговое бремя.
Математическое лобби
В финальном варианте доходы бюджета на будущий год должны составить 651,7 млрд, расходы — 741,3 млрд, дефицит запланирован в размере 89,6 млрд рублей. На 2020 год ожидания были другие: дефицит не должен был превысить 52,8 млрд. После пессимистичных весенних и обнадёживающих осенних корректировок к ноябрю итоговые цифры за почти прожитый год изменились. Доходная часть была сокращена до 639 млрд, расходная — до 718 млрд рублей. И в 1,5 раза, на 26 млрд, до 78,9 млрд, возрос дефицит, который городу придётся покрывать внешними заимствованиями.
В 2020 году город увеличил долг по своим облигационным выпускам в 2,8 раза: в 2017-м был размещён выпуск бумаг на 30,1 млрд рублей по ставке 7,7% годовых, с учётом этого финансового обязательства Петербург и жил. В апреле 2020-го город выпустил на рынок долговых бумаг на 24,9 млрд рублей по ставке 6,93% годовых, а в октябре — ещё на 30 млрд рублей под 6,05% годовых. Срок погашения облигаций наступает в 2025–2027 годах. Расходы на обслуживание в бюджете на 2020-й были заложены в размере 2,8 млрд рублей, на 2021 год они запланированы в размере 8,7 млрд.
В марте на фоне распространения пандемии и жёстких ограничений федеральное правительство облегчило жизнь бизнесу, разрешив не платить налоги. Временная отсрочка фискального бремени коснулась только тех поборов, которые идут непосредственно в региональные бюджеты. Федеральные налоги, в том числе НДС, Москва для себя отменять не стала. Как и не взяла на себя финансовую нагрузку по сверхнормативным расходам. Как отмечала в докладе КСП Петербурга, весной 2020-го полностью или частично была запрещена или приостановлена деятельность организаций 12 отраслей, на которые в 2019 году приходилось 35–40% ВРП города. По информации Минфина РФ, на конец ноября сокращение налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов составило лишь 4% против 7% на 1 июля или 9% на 1 июня.
Радужная картина
Вполне вероятно, что и в бюджет-2021 будут регулярно вноситься корректировки и утверждённые цифры как минимум доходной части будут пересмотрены в сторону понижения. Пока же расходы бюджета на 2021 год в части адресно-инвестиционной программы запланированы в объёме 86 млрд рублей (летом 2020 года предполагалось потратить 108,2 млрд). Одним из влияющих факторов может стать отмена запрета на банкротство предприятий. Или запрет на пени по просроченным платежам ЖКХ. Федеральными чиновниками подобные меры была названы как защитные, но по факту оказались миной отложенного действия. Уже весной бизнес может начать массово банкротиться, что сократит плановые KPI налоговых органов по собираемости. Местные чиновники незадолго до окончания года ввели стратегию отказа от туристов, прозвучавшую из уст вице-губернатора Евгения Елина. По оценочным данным комитета по туризму, по итогам 2019 года доля туризма в ВРП Петербурга составила 4,4,%, или 208,2 млрд рублей. Ограничения на приём гостей на новогодние каникулы неизбежно скажутся на налоговых поступлениях, на сокращение которых чиновники не рассчитывали при утверждении бюджета-2021.
На местном уровне законодатели сохраняют действие различных налоговых льгот, что также ведёт к сокращению доходной части казны. Всего с марта 2020 года принято три пакета мер помощи пострадавшему бизнесу. К заметным снижениям бюджетных поступлений они не ведут, как, впрочем, нельзя сказать и об их равноценно ощутимой поддержке бизнеса. Так, в третьем пакете мер предусмотрены льготы по налогу на имущество для организаций социально-культурной сферы, продлены до 2023 года "налоговые каникулы" по патентной и упрощённой системам налогообложения для впервые зарегистрированных ИП. Освобождаются от транспортного налога и автомобили, оснащённые электродвигателями. Недополученные доходы бюджета совокупно из-за данных мер оценены в 8,4 млрд рублей.
Материал подготовлен для проекта
Итоги — 2020