23 ноября полпред президента в СЗФО Александр Гуцан принял решение по перераспределению полномочий среди своих заместителей.
Конечно, 2020-й войдёт в историю целым рядом знаковых событий, но, говоря о Северо–Западе, нужно остановиться на том, что явно относится к текущим региональным вопросам и будет определять дальнейшие форматы жизни.
Вынужденный ответ
Начнём с уровня руководства округом. С конца ноября за вопросы общей координации реализации внутренней политики президента, а также за взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах СЗФО, отвечает Любовь Совершаева. А Вадим Леонтьев курирует вопросы Ленинградской области и Санкт-Петербурга. В условиях подготовки страны к выборам в Государственную думу и на фоне явного обострения всех политических процессов это решение выглядит как актуальная, точечная и верная реформа внутренней структуры аппарата.
Другим важным нововведением отношений федерального центра и регионов стали ЦУРы. Ещё 30 января на заседании Совета по развитию местного самоуправления Владимир Путин поддержал идею развития программы центров управления регионами. Интересно, что изначально она рассматривалась как проект именно для уровня муниципалитетов и только позже выросла до субъектов федерации.
С ноября ЦУРы заработали и в СЗФО. Сам проект имеет две важные составляющие. Во-первых, это вынужденный ответ на рост числа обращений и писем граждан в условиях лавинообразного роста информационного потока, вызванного развитием цифровых технологий. Сейчас объём цифровой информации удваивается каждые 18 месяцев, и по прогнозу к 2025 году объём всех данных во всём мире будет в 10 раз больше, чем их было по состоянию на 2016 год. И эти данные производим мы все. И с ними нужно работать на всех уровнях. В том числе это касается писем и обращений граждан, которые теперь можно писать с любого гаджета в любом месте и в любое время, при этом копируя тексты и отправляя их на десятки адресов.
Если граждане с помощью новых технологий производят килограммы и километры данных, не очень заботясь об их качестве и достоверности, то органам власти также нужны новые технологии, чтобы с этой информацией работать. Глупо предполагать, что те же сотрудники государственной власти, которые раньше обрабатывали в неделю сотни, теперь будут так же аккуратно работать с десятью тысячами за то же время и за те же деньги. Если граждане так много пишут, то или аппарат будет только отвечать на письма, вообще не занимаясь вопросами управления, или нужно раздувать штат чиновников практически до бесконечности с учётом роста обращений, или нужно вообще перестать на данные обращения реагировать. Все три варианта хуже.
В итоге появляется структура, вынесенная за пределы органов государственной власти региона, которая с использованием программных методов обработки больших данных берётся модерировать поток входящей от граждан информации. При этом такая работа ведётся в единой системе вертикально интегрированных структур, доставляя аналитику по местным вопросам не только властям на местах, но и в федеральный центр. В общем, новая реальность уже входит в наши двери.
Выборы
Также необходимо вспомнить электоральные процессы в субъектах СЗФО и подвести их общие итоги. Начнём с Ленинградской области. Выборы губернатора прошли как стандартная кампания с единственным лидером, без вариантов на чрезвычайные обстоятельства. Александр Дрозденко победил, а иначе и быть не могло.
Выборы архангельского губернатора были более рискованными. Игорь Орлов досрочно ушёл в отставку по собственному желанию 2 апреля, и на его место из Ненецкого автономного округа был направлен Александр Цыбульский, освободивший, таким образом, пост губернатора НАО.
Цыбульский сразу начал выполнять роль кризисного менеджера, демпфируя серьёзные региональные конфликты. С остановкой строительства мусорного полигона в Шиесе у него получилось. А вот вброс идеи реанимации проекта полного слияния Архангельской области и НАО в один субъект дал осечку и серьёзно подорвал рейтинги двух только что назначенных врио глав регионов.
Юрию Бездудному в кресле руководителя ненецкой автономии опасаться народного гнева в части своего политического будущего стоило меньше. Всё–таки прямого воздействия на его избрание жители округа не имеют, а с парой десятков депутатов договориться всегда проще. А вот в Архангельской области вопрос с беспроблемным избранием губернатора, казалось, мог подвиснуть. Но всё обошлось.
Выборы главы Республики Коми тоже происходили во внештатной ситуации. Резкий рост заболеваемости коронавирусом поставил 2 апреля жирную точку в карьере Сергея Гапликова, на место которого из Москвы срочно был командирован разбирающийся в противоэпидемиологических мероприятиях Владимир Уйба. Эффективная борьба с распространением вирусной заразы в республике сделала своё дело. И основной кандидат без сюрпризов был избран.
Зато неожиданности проявились на выборах депутатов Государственного совета Республики Коми. Здесь можно отметить сразу несколько тенденций. Снижение числа мандатов у "Единой России" с 26 до 20 и у "Справедливой России" с двух " до одного. Рост числа депутатов во фракциях КПРФ с одного до четырёх и ЛДПР с одного до трёх. Но основной сюрприз — это практически 10%–ная поддержка двух партий — "Зелёная альтернатива" и "Родина", получивших по одному мандату. При этом для «Зелёной альтернативы» это единственный успех в стране на выборах в законодательные органы власти субъектов РФ, позволивший теперь без сбора подписей выдвигать список на выборах в Государственную думу. Интересна судьба мандата "Родины". Его получил Максим Шугалей, находившийся на момент голосования в тюрьме Триполи.
Рассматривая итоги выборов глав трёх регионов, стоит ещё обратить внимание на то, что ни в одной из трёх кампаний КПРФ не смогла выдвинуть своего кандидата. Причины везде были разные, но общий фон у них один — реальные организационные проблемы внутри партии. И это очень серьёзный звоночек на будущее, прозвучавший уже сейчас.
В целом политический сезон выдался для Северо–Запада страны насыщенным, но его нельзя рассматривать в качестве самостоятельного завершённого процесса. Это как в песне: "Есть у революции начало, нет у революции конца…"
Так что уже ближайшее будущее покажет, насколько 2020 год оказался эффективным в плане поиска ответов на политические вызовы и хеджирования возникающих рисков.
Недолго осталось.
Материал подготовлен для проекта
Итоги — 2020