Мировая нефтедобыча потрясена глубоким падением спроса, от которого она восстановится не скоро. В России снижение потребления топлива не мешает ценам расти.
"Перед ковидом все равны" — так можно озаглавить уходящий 2020-й. Досталось не только парикмахерским и ресторанам (без которых, хоть скучно и нечёсано, но существовать можно), но и ключевой для Отечества нефтяной отрасли. Спрос на чёрное золото, который с момента появления самой первой вышки в мире только рос, в этом году рухнул вниз.
Управление энергетической информации США прогнозирует финальные цифры спроса на уровне 92,9 млн барр./сут. — что на 8,6 млн барр./сут. ниже, чем в 2019 году. В МЭА ожидают падения на 8,8 млн барр./сут. — до 91,3 млн барр./сут. "Ставка" на мировой спрос ОПЕК — падение на 9,8 млн барр./сут. — до 90 млн барр./сут.
"На рынке нефти мы наблюдали то же, что и все, — обвальное падение спроса, вызванное наложением двух факторов: замедления (вплоть до полной остановки) экономической деятельности вследствие противоэпидемических ограничений и снижения локальности населения, вызванного страхом заражения. По разным оценкам, доля транспорта в структуре мирового потребления нефти составляет 65–70%, из которых 10% — это авиация. Понятно, насколько чувствительным для отрасли оказался отказ от использования транспорта", — говорит член экспертного совета Института развития технологий ТЭК Дмитрий Коптев.
Обрушение спроса потянуло за собой вниз и цены на энергоноситель — если в начале года Brent торговалась по цене $65–68, то в момент отрицательного пика этот уровень болтался около $20.
Читайте также:
Итоги 2020
Итоги — 2020. Новый журнал в год вируса
Однако был и более запоминающийся, можно сказать, исторический, случай — просадка 20 апреля майских фьючерсов WTI до –$40 на торгах NYMEX (Нью–Йоркской товарной биржи). Это означало, что продавцам нефти пришлось доплачивать покупателям, лишь бы они забрали сырьё.
Как подчёркивают эксперты, этот беспрецедентный случай — итог не только развязанной в тот момент ценовой войны России и Саудовской Аравии, но и следствие залитых почти под завязку нефтехранилищ. Так, по данным МЭА от 10 апреля, запасы нефти в крупнейшем американском нефтяном хабе в городе Кушинг составляли почти 55 млн баррелей — это около 67% ёмкости хранилищ. Предсказывалось даже, что доступ к хранилищам в США будет исчерпан в течение следующих 2 недель. "Выстроенная по рыночным правилам модель ценообразования дала абсолютно не рыночный, экономически не обоснованный результат. И для приверженцев следовать сформированной на рынке системе формульного ценообразования это ещё один звонок: каждый новый кризис — это очередной призыв сформировать собственные национальные ценовые индикаторы", — прокомментировали "ДП" в "Наанс–Медиа".
Московская биржа в тот день приостановила торги, объяснив своё решение тем, что брокерские и клиринговые системы не умеют работать с отрицательными значениями. Потери частных инвесторов в моменте оценивались в 700 млн рублей.
Отыгранные потери
Локальные и мировые локдауны заперли людей в стенах жилищ — дабы своей страстью к покупкам и путешествиям они не способствовали распространению неведанной доселе заразы. Где не сработал "Большой брат" — там сработали гражданская сознательность, социальная дрессировка и страх (понравившееся подчеркнуть). Снизился пассажиропоток в общественном транспорте и трафик на дорогах — личные авто сиротливо ждали хозяев на парковках. Падение потребления топлива началось одновременно с введением ограничений. Так, в Москве и Петербурге спрос на горючее в апреле упал на 20–30%. В некоторых регионах страны и вовсе фиксировалась 50–70%-ная просадка. Для понимания общей картинки — всего в России в 2019 году израсходовалось 34,8 млн тонн бензина и 38,4 млн тонн дизеля.
Однако это падение не стало затяжным — оно весьма оперативно восстановилось, местами даже превзойдя показатели прошлого года, чем немало удивило игроков и экспертов. "Мы наблюдали падение спроса и снижение потребления топлива в наиболее крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Однако уже в мае режим самоизоляции был отменён и спрос на топливо и сопутку на АЗС начал резко расти. Внутренний рынок начал стремительно восстанавливаться в III квартале 2020 года по отношению к прошлому году, розничные продажи сети "Газпромнефть" в июле, августе и сентябре превысили объёмные показатели прошлого года (+0,1% — июль, +0,6% — август, +3,5% — сентябрь)", — комментируют в пресс–службе сети АЗС "Газпромнефть".
Восстановление объясняется тем, что пандемия заставила людей относиться к личному пространству как к островку безопасности: "После весенних экспериментов с экономикой вводить тотальные локауты не готов практически никто, поэтому люди продолжают ездить на работу. Однако теперь они предпочитают использовать для этого личные автомобили, чтобы минимизировать контакты и, соответственно, риск заражения. Причём такая картина наблюдается во всех промышленно развитых странах, в том числе и в России" — добавляет Дмитрий Коптев.
Голубая альтернатива
А вот цены, несмотря на краткосрочное снижение спроса на топливо, никакими просадками и падениями не радовали. С начала года они, напротив, выросли в пределах 1,6–3% в зависимости от марки. Вероятно, это объясняется регуляторным "кривым зеркалом" — демпфирующим механизмом. Поскольку внешний рынок в этом году просел, нефтяники должны были доплатить в бюджет. Ещё будучи в статусе министра энергетики, Александр Новак подсчитал, что при цене $20 за баррель государственная казна получит 1 трлн рублей. Повышение цен в опте и, соответственно, рознице — самый простой способ заработать средства для обязательных выплат.
"В октябре 2020 года отрицательный демпфер для бензина составил –4,05 тыс. рублей за тонну, при этом в апреле он достиг максимального отрицательного значения –18,84 тыс. рублей за тонну. Демпфер для дизельного топлива составил в октябре 2020 года 5,90 тыс. рублей за тонну, а историческое максимальное значение зафиксировано в апреле: –12,33 тыс. рублей за тонну", — рассказали в "Наанс–Медиа".
Однако безостановочный рост бензина явно выгоден альтернативному рынку — газовому. Власти не первый год пытаются стимулировать потребление газа в стране — не только на бытовом уровне, но и в качестве более дешёвого горючего для "железных коней". "Из наиболее значимых событий можно назвать решение правительства субсидировать расходы при переходе машин с бензина на газ: в рамках антикризисной меры государство направит с 2020 по 2024 год до 50 млрд рублей на данные нужды, покрывая до 60% расходов. С учётом того, что только за неполный 2020 год открылось 115 объектов, реализующих СУГ, и 33 объекта, реализующих метан (АГНКС), такой переход на дешёвый вид топлива выгоден для самозанятых и компаний-перевозчиков (таксопарки, грузоперевозки), а значит, даёт возможность компаниям, специализирующимся на СУГ (в особенности "Газпрому", который также участвует в субсидировании), больше возможностей для развития", — уверен начальник отдела сбора и обработки информации "ОМТ-Консалт" Денис Коньков.
Однако и цены на СУГ ползут вверх. По данным "Газпром газэнергосеть", с начала января по конец ноября 2020 года стоимость СУГ выросла на 20%, составив 35 тыс. рублей за тонну. В 2017-м планировалось, что к нынешнему году число газифицированных авто достигнет 370 тыс. штук, однако по факту сегодня это число не превышает 200 тыс. штук — что явно свидетельствует о не столь бурном интересе граждан к авто на голубом топливе.
Материал подготовлен для проекта
Итоги — 2020