Главный прокатный фильм года: "Женщина, которая убежала" Хона Сан Су
Побеждать в условиях катастрофы могут только самые бесстрашные. Купить для российского проката фильм Хона Сан Су, очень уважаемого, конечно, режиссёра, но просто, мягко сказать, в очень узких кругах, — это в чистом виде безумство храбрых, достойное, безусловно, нашей итоговой песни.
Что происходит в этом фильме? Да, прямо скажем, немногое: девушка, которая 5 лет не расставалась со своим мужем ни на один день, воспользовавшись его первой командировкой, отправляется навестить трёх подружек. Корейские леди едят мясо и пьют соджу, обсуждают вегетарианство и спорят о котиках, вспоминают былое и даже строят планы на туманное будущее — но смонтированные вместе эти необязательные беседы превращаются в долгий и тихий разговор о самом сокровенном. Выдающийся результат достигается самыми простыми методами — недаром фильм был удостоен "Серебряного медведя" Берлинского фестиваля за лучшую режиссуру.
Главный стриминговый фильм года: "Манк" Дэвида Финчера
Новый фильм самого, пожалуй, доступного из всех хитрых и самого хитрого из всех доступных американских режиссёров стал для синефилов примерно тем, чем хотел стать (но, увы, развалился) "Довод" Кристофера Нолана для массового зрителя, — моментом единения, главным событием сложного года и надеждой на светлое кинематографическое завтра. Кажется, ещё никогда Дэвид Финчер не чувствовал такую свободу: благодаря бездонному кошельку и бесконечному честолюбию Netflix он получил возможность снять эстетский чёрно-белый фильм, нашпигованный звёздами, и одновременно почтить память кого только не: своего отца (он автор сценария), невидимых героев Голливуда (вся история крутится вокруг Джозефа Манкевича — автора опять же сценария к "Гражданину Кейну"), великой кинокритикессы Полин Кейл. И это далеко не полный список. Реакция аудитории вполне сопоставима с отзывами на "Ирландца" Мартина Скорсезе, тоже вышедшего на Netflix, тоже в конце года, — кто-то заснул на десятой минуте, кто-то проглотил все два с лишним часа и тут же включил заново. Есть подозрение, что "Манк" станет самым часто произносимым именем собственным на грядущей церемонии "Оскар".
Читайте также:
Итоги 2020
Итоги — 2020. Новый журнал в год вируса
Главный фильм этого года, но следующего: "Земля кочевников" Хлои Чжао
А вот и главный, похоже, оскаровский конкурент «Манка». Фильм, который формально принадлежит 2020-му ("Золотой лев" Венецианского кинофестиваля, один показ в Петербурге на фестивале "Послание к человеку"), но историю свою будет писать, конечно, в 2021-м. Прокат в России намечен на конец марта следующего года. "Земля кочевников", как и большинство важнейших фильмов года, — это формально камерное кино, оборачивающееся размашистым. Главная героиня в исполнении великой Фрэнсис МакДорманд путешествует по Америке в своём фургоне, а на самом деле и она, и этот фургон Америка и есть. Давненько дедуктивный метод Шерлока Холмса — от частного к общему — так не работал на большом экране. Ах да, ещё "Земля кочевников" — это самые красивые рассветы и закаты 2020–2021.
Главный фильм этого года, но прошлого: "Неогранённые драгоценности" братьев Сэфди
А вот инди-шедевр, который, наоборот, формально принадлежит прошлому году, но в 2019-м его успели посмотреть лишь несколько тысяч аккредитованных на фестиваль в Торонто журналистов, а широкая аудитория получила свой бриллиант (опять же благодаря Netflix) лишь в начале 2020-го. "Драгоценности" из тех фильмов, которые сложно пересказать, а ещё сложнее заинтересовать кого-то этим пересказом. Ну история азартного пройдохи в Нью-Йорке, ну букмекерский мир, ну ломбарды, ну комиссионные…
Давайте лучше мы здесь просто заявим, что это лучшая роль в карьере Адама Сэндлера (при том, что человек снимался у Пола Томаса Андерсона), а вы уж там сами решайте, смотреть или не смотреть.
Главный русский фильм: "Дорогие товарищи!" Андрея Кончаловского
Рубрика "откуда не ждали" или "ждали, но всё равно удивляемся". 2020-й в России — это расцвет доморощенных стримингов, год, в который любой студент, кажется, мог выпустить фильм и его бы посмотрели, но главным событием кинематографической жизни в стране всё равно стала работа 83-летнего режиссёра, созданная при финансовой и моральной поддержке Алишера Усманова. При таких вводных от чёрно-белой реконструкции новочеркасского расстрела 1962 года можно было ждать и манипуляций, и пошлостей, и пропаганды. И, может быть, всё это в "Дорогих товарищах!" даже есть, но крепкая режиссёрская рука и страсть гражданского высказывания примиряет с картиной даже самых радикальных скептиков. Если вы из чувства самосохранения смотрите не больше одного отечественного фильма в год — смотрите Кончаловского, он лучший.
Материал подготовлен для проекта
Итоги — 2020