Вдоль региональных дорог Ленобласти обустроят зоны дорожного сервиса, чтобы на их базе создать автотуристические кластеры. За чей счёт — пока неясно.
Концепцию создания современной придорожной инфраструктуры по заказу ГКУ "Ленавтодор" почти за 17 млн рублей разработал Научно–исследовательский институт перспективного градостроительства (НИИПГ). В зависимости от загруженности дорог и наличия интересных туристических объектов многофункциональные зоны (МФЗ) должны иметь свою градацию: где–то это будут просто зелёные стоянки с минимальным набором объектов инфраструктуры (туалет, заправка, информационный стенд), а где–то — большие туристические комплексы с парковками, объектами сервиса для автомобилей, мотелями, магазинами, санитарными зонами, детскими площадками, рекреационными зонами, местами для продажи фермерских продуктов и т. д. Всего предусмотрено пять разных типов МФЗ. В первую очередь предлагают обустроить 26 площадок, потом — ещё 35.
"Мы выполнили долгосрочную работу, проанализировали большое количество всевозможной информации, данных. Основной посыл и подход — максимально раскрыть туристический, культурный, природно–экологический потенциал региона. В Ленобласти более 5 тыс. объектов культурного наследия, большое количество уникальных природных ландшафтов, дворцовые комплексы и так далее. И получается, что меньше 10% из них задействовано в развитии этого потенциала, — прокомментировал “ДП” директор НИИПГ Павел Спирин. — Америку мы не открываем, придорожный сервис есть и будет. Мы предлагаем расширить его функционал, чтобы максимально использовать большой транзитный потенциал региона".
"Время меняется, и мы перестаём воспринимать дорогу как нечто утилитарное, как просто путь из точки А в точку Б. Растут требования к комфортности этого самого пути: нужна не бензоколонка, а полноценная заправка с санитарными зонами. Не эстакада, а техническая зона и так далее. Поэтому разработка концепции размещения МФЗ назрела сама собой как ответ на запрос общества", — прокомментировал "ДП" задумку глава дорожного комитета Ленобласти Денис Седов.
Потратить с умом
Помимо того, что Ленобласть обладает существенным туристическим потенциалом — от пляжного отдыха до исторических, природных и индустриальных объектов, благодаря своему географическому положению она имеет большие объёмы транспортных потоков. Федеральные дороги А–181 "Скандинавия", А–121 "Сортавала", Р–21 "Кола", М–10 "Россия", А–180 "Нарва" и другие делят регион на 10 туристских территорий, связи между которыми и внутри которых осуществляются по региональным дорогам.
Генеральный директор ООО "Драйв Тур" Кира Журавская положительно оценивает инициативу Ленобласти, отмечая, что даже в Петербурге нет комплексного подхода в данном вопросе, но переживает, чтобы не вышло как с велодорожкой на набережной реки Фонтанки — деньги потратили, а зачем, непонятно.
"Нужно смотреть, насколько востребована та или иная дестинация, есть ли там какое–то паломничество, например, как во Владимировской бухте. Надо заказывать маркетинговое исследование и на его основании принимать решения. Может быть, стоит сделать виртуальный рынок маршрутов, посмотреть, какие из них будут востребованы, и там уже обустраивать многофункциональные зоны. Необходимо понимать, на кого эти зоны ориентированы. Очень много интересных мест у нас, но они где–то в закромах родины. Если люди не знают про них, то и МФЗ никто пользоваться не будет. Получим опять велосипедную дорожку на Фонтанке", — говорит Журавская.
На своей земле
Как минимум об одной проблеме власти подумали заранее — под будущие МФЗ специально подбирали участки, находящиеся на государственных или муниципальных землях, чтобы обойтись без изъятия частных территорий.
"В своей реализации МФЗ не очень дорогие, потому что мы, во–первых, смотрели, чтобы земля была в региональной собственности, в данном проекте это самое затратное. Зависеть цена будет от типа МФЗ и от того, будет ли Ленобласть готовить инфраструктуру. С этим, к слову, сложностей быть не должно, поскольку в коридорах дорог обычно идут линии различных коммуникаций, — говорит Спирин. — Реализовать концепцию можно и с привлечением механизмов государственно–частного партнёрства (ГЧП), тут будет уже другая экономика".
Как Ленобласть будет финансировать создание МФЗ, пока непонятно. В пресс–службе зампредседателя правительства региона Дмитрия Ялова, возглавляющего комитет экономического развития, "ДП" сообщили, что пока не знают, будут ли заниматься реализацией этой концепции.
"Задача региона — привлекать инвестиции. Будь это федеральные целевые программы или частные инвестиции — главное подготовить соответствующую базу своими долгосрочными документами. Учитывая, что консолидированный несколькими комитетами проект (концепция. — Ред.) уже разработан и он безусловно представляет интерес, думаю, со стороны региона будет движение в части формирования каких–то предложений", — считает Спирин.
По словам вице–президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Глеба Киндера, на практике субъекты МСП, которые могли бы прийти на такие объекты, сталкиваются с трудностями самостоятельных инвестиций, обеспечением строительства и подключением коммуникаций, что весьма дорого. "Кроме того, необходимо создание переходно–скоростных полос к дорогам. Зачастую это сдерживает ситуацию по развитию объектов вдоль них", — отмечает Киндер.
Ни у кого такого нет
К слову, Ленобласть попала в число передовиков, разработав одну из первых региональных концепций развития дорожного сервиса. На федеральном уровне чиновники уже пришли к выводу, что препятствием для комфортных поездок на автомобиле, которые стали популярны на фоне пандемии, зачастую становится не отсутствие дорог, а неразвитость инфраструктуры. Организованно создавать придорожные сервисы планируется за счёт ГЧП или с условием льготного выделения земельных участков инвесторам. Помимо того, 1 января 2021 года вступило в силу постановление правительства РФ № 1753, позволяющее заказчикам включать в проектную документацию по дорогам объекты сервиса.
"Это станет возможным за счёт средств дорожных фондов, что, безусловно, снизит нагрузку на частных инвесторов. Что касается прибыльности таких проектов, то это зависит от их месторасположения, автомобильного трафика", — отмечает Киндер.