Память — штука ненадёжная. Поэтому стремление сохранить частицы окружающей действительности более чем естественно. Живопись, дагерротипия, фотография, парфюмерия, гастрономия помогали сохранять вкус, форму, цвет и запах. Но как зафиксируешь звук, человеческую речь? Недаром ведь поэты называли слова летучими!
Что только не изобреталось для этой цели: фоноавтограф, палеофон, фонограф, грамзапись. Ни надёжностью, ни компактностью эта аппаратура не отличалась. Первый действительно эффективный и практичный звукозаписывающий прибор — "дедушка" магнитофона и диктофона — был разработан в Ленинграде в самом конце 1920–х. Патент на это изобретение был выдан советскому инженеру Александру Фёдоровичу Шорину 19 января 1928–го. Новинка получила название по имени создателя — шоринофон.
Разница в носителе
Не то чтобы принцип записи звука на шоринофон сильно отличался от грамзаписи: всё та же фиксация звуковых колебаний на условно мягком носителе, разве что игла записывающего аппарата была не стальной, а корундовой. Принципиальным было отличие самого носителя. Для записи звука использовалась стандартная тридцатипятимиллиметровая целлулоидная плёнка, точно такая же, а точнее, та же самая, что и для киносъёмки.
Благодаря точности записи и компактности аппарата на один и тот же её фрагмент умещалось порядка полусотни дорожек. Всего же на трёх сотнях метров плёнки можно было записать восемь часов звучания — невероятный объём информации для эпохи, когда патефонная пластинка всё ещё оставалась подлинным чудом техники.
Всего 12 килограммов
При этом конструкция аппарата была настолько простой, что собрать его мог любой обладающий минимальными инженерными навыками. Шоринофон, как говорится, пошёл в народ, став не менее популярным среди радиолюбителей, чем, скажем, детекторный приёмник.
И это неудивительно, ведь даже собранный "на коленке" он позволял записывать речь, музыку, радиопередачи. И был достаточно компактным и относительно лёгким: любительский аппарат весил порядка 12 килограммов. Впервые за всю историю запись звука стала настолько доступной и простой.
Разумеется, новое изобретение вызвало ажиотаж на радио — оно позволяло использовать не только "живое" студийное вещание, но и заранее подготовленные треки с музыкой, речами и так далее. Специально для этой цели был создан студийный шоринофон, обеспечивавший более высокое качество записи.
А уж насколько популярным изобретение стало среди журналистов — и говорить нечего. Для них к концу 1930–х Александр Фёдорович разработал облегчённую модель своего аппарата, ставшую, по сути, первым портативным диктофоном.
Собственно, за все репортажные записи времён Великой Отечественной, сохранившиеся до наших дней, нужно сказать искреннее спасибо именно ему. И, разумеется, разъездным журналистским бригадам, организовывавшим эти репортажи с фронта.
Одним спасибо благодарные современники, к слову, не ограничились: в 1934–м Шорин был награждён высшей государственной наградой того времени — орденом Ленина, а в 1941–м — Сталинской премией.
Для разведки и кино
Дело в том, что его изобретение не только полностью перевернуло жизнь отечественных СМИ, но оказалось чрезвычайно полезно армейской разведке — позволило не только слушать эфир, но и фиксировать важные передачи. С 1938 года шоринофон стал штатным оборудованием военных частей Советской армии.
Ну а для рядового обывателя внедрение шоринского аппарата принесло другие плоды: одной из задач, поставленных перед изобретателем самой эпохой, была работа над проблемой звукового кино. "Великий немой" наконец получил голос: звуковая дорожка записывалась прямо на киноплёнке, с краю, не влезая в кадр и не мешая просмотру.
Это, конечно, было настоящее чудо, и открытие в 1931 году в Ленинграде первого звукового кинотеатра стало событием, значение которого не приуменьшишь. В титрах фильмов, демонстрировавшихся в нём, можно было увидеть строчку "озвучено по методу профессора Шорина".
Шоринофоны активно использовались до конца 1940–х — начала 1950–х годов, до поры, когда им на смену пришла более совершенная звукозаписывающая техника, работающая на ином принципе — магнитозаписи, — магнитофоны.