Алексей Фурсов (№ 298 в Рейтинге миллиардеров "ДП") ликвидирует сразу 14 своих компаний из сфер общепита и спорта.
Согласно данным системы "Контур.Фокус", петербургский миллиардер последние полгода активно занимается ликвидацией ряда своих компаний. С августа 2020 года закрыто 28 юрлиц, ещё 14 находятся в стадии ликвидации. Все они в основном относятся к ресторанам сети "Евразия" и спортклубам Fitness House.
Адвокат Андрей Саунин рассказал "ДП", что чистый убыток имеют только две из ликвидируемых компаний, показатели у большинства остальных в 2019 году были хорошие. "Обращает на себя внимание практически полное отсутствие судебных разбирательств с участием ликвидируемых юрлиц. Это тоже показатель их финансовой устойчивости", — добавляет юрист.
Он отмечает, что ликвидация — это не банкротство. У учредителя есть право как учреждать юрлицо, так и ликвидировать его. Если у компании нет долгов перед кредиторами, то сама процедура проходит в спокойном режиме и достаточно быстро завершается. "Оставшееся после ликвидации юрлица имущество распределяется в пользу учредителя, то есть владельцем этого имущества становится вместо ликвидированного юрлица учредитель", — добавляет Андрей Саунин.
Как правило, такие решения связаны с реализацией внутренних планов учредителя по оптимизации структуры собственности. Либо же они направлены на прекращение одного или нескольких направлений деятельности и фиксации прибыли, защиты активов с переводом прав с общества на учредителя.
Доли Алексея Фурсова в некоторых компаниях (ООО "Евразия–реал", ООО "Евразия сити", ООО "Евразия союз", ООО "Суши–бар Евразия", ООО "Евразия Васильевский") за несколько месяцев до начала процедуры ликвидации были переданы новым учредителям, поэтому фактически на момент ликвидации Фурсов их владельцем не являлся.
По мнению Саунина, доли могли быть переданы по разным причинам. Например, при нежелании участника заниматься ликвидацией компании. Также это может быть и неким обходом закона. "Например, когда действительной целью сделки по отчуждению доли в обществе является получение приобретателем доли каких–то активов общества (которые покупатель доли получит после ликвидации юрлица)", — добавляет он.
Директор по развитию бюро юридических стратегий Legal to Business Татьяна Грушко отмечает, что часто передачу долей в компаниях другим лицам осуществляют для того, чтобы избежать субсидиарной ответственности: "Судебная практика показывает, что подобные действия неэффективны, так как суды оценивают, кто управлял компаниями в период, когда были совершены сделки и / или действия, нанесшие ущерб кредиторам".
В 2020 году было закрыто несколько точек сети "Евразия" и, по словам самого Алексея Фурсова, лишь один фитнес–клуб сети Fitness House, который и до пандемии был нерентабельным.
Однако, по данным Colliers International, в течение 2020 года было закрыто не менее пяти фитнес–залов. К примеру, в ТЦ на Балканской пл., 5, вместо него работает SportLife. Но при этом сетью Fitness House открыто четыре новых клуба.
"Fitness House и сейчас рассматривает площадки под развитие в новых ЖК. Главное требование, осложняющее поиск, — возможность установки чаши для бассейна", — сообщил руководитель Rusland SP Retail Александр Волков. По его словам, "Евразия" также ищет помещения, но в довольно вялом режиме. Он считает, что причин закрытия точек "Евразии" несколько: и сам формат заведений себя уже изжил, и прошлый год в целом был трудным для общепита из–за локдауна.
Сам Алексей Фурсов не смог оперативно прокомментировать "ДП" ситуацию.