"Метрострой" вновь попытается избрать совет директоров, чтобы иметь возможность передать активы своему преемнику.
Повторное собрание акционеров назначено на 22 января. Повестка полностью повторяет августовскую прошлого года, когда не было принято ни одного важного решения. Помимо того что не был избран совет директоров, акционеры, в частности, не утвердили годовой отчёт, ничего не решили касательно выплат дивидендов.
Как объясняют собеседники "ДП" в Смольном, сейчас "Метрострой" практически находится без руководящих органов. После избрания совета директоров можно будет назначить гендиректора (уже есть две кандидатуры), а потом приступить к переходу "Метростроя" в "Метрострой Северной столицы", учреждённый ВТБ. Ранее "ДП" со ссылкой на источник в Смольном писал, что предположительно банк должен выкупить оборудование "Метростроя", но конкретный план отсутствовал. Нет его и сейчас.
Есть варианты
Ситуацию осложняет банкротство, в котором находится компания (введено наблюдение). Однако адвокат и специалист в сфере антикризисного управления и несостоятельности Арутюн Саркисян видит несколько вариантов развития событий, в том числе с нынешним врио гендиректора.
"В процедуре наблюдения активы компании до 5% от балансовой стоимости могут быть проданы по решению директора без согласия временного управляющего, а более 5% — с такого согласия. Таким образом, можно абсолютно законно забрать интересующие активы, а именно: проходческие щиты, вентиляционное оборудование и прочее", — говорит он.
Ещё один вариант — в процедуре наблюдения возможно объединить имущество должника в единый пул и сдать в долгосрочную аренду.
Для этого потребуется соблюдение корпоративных и иных согласительных процедур (решение директора, согласие временного управляющего (5%–ный порог), при крупной сделке — решение совета директоров и учредителей). В дальнейшем за счёт арендных поступлений можно начать гасить требования кредиторов, и "Метрострой" будет не в процедуре конкурсного производства, а в оздоровительной процедуре (финансовое оздоровление или внешнее управление). В дальнейшем имущество также может быть продано с торгов в банкротстве единым лотом.
Скупать реестром
По словам адвоката практики реструктуризации и банкротства ART DE LEX Юлии Шиловой, если сам должник не может погасить все требования кредиторов, включённых в реестр, чтобы прекратить производство по делу о банкротстве, за него это может сделать третье лицо. Для этого ему нужно обратиться с соответствующим заявлением в суд по делу о банкротстве о намерении погасить реестр.
"После погашения у него возникает право требования к должнику. Одним из условий может быть залог имущества “Метростроя”, управление имуществом должника, передача в управление новой компании имущества должника в счёт погашения требований, вхождение в уставной капитал должника третьим лицом", — говорит Шилова.
Наиболее вероятным вариантом собеседники "ДП" считают сценарий с избранием совета директоров, после чего с согласия временного управляющего передадут имущество новому "Метрострою", но не безвозмездно, а за деньги. Просто так передать имущество несостоятельного должника нельзя.
Хотят ли люди платить?
"Я бы в стадии наблюдения разделил имущество на разные “лоты”, продал по прямому договору под оценку, и никто бы не прикопался. Проблема в том, хотят ли люди за это деньги вообще платить или хотят забрать лишь бы забрать", — говорит один из собеседников "ДП", близкий к процессу, отмечая, что из–за отсутствия толковых банкротных консультантов всё идёт медленно.
Сегодня у Смольного в совете директоров "Метростроя" четыре представителя из девяти. Но на фоне подписки о невыезде бывшего гендиректора Николая Александрова, вследствие чего у него может быть запрет на распоряжение акциями, город имеет шанс получить большинство. Если хватит кворума. При этом не стоит забывать о новом акционере Константине Ерошенко, который, согласно СПАРК, возглавляет АО "Метротрансстрой", связанное со "Стройтрансгазом" Геннадия Тимченко (№ 2 в Рейтинге миллиардеров "ДП"). Эта структура заинтересована в своём гендиректоре и хочет участвовать в строительстве метро.