Загруженность портов российской Балтики в 2020 году снизилась на 5,8%.
Нехватку грузов в 2020 году ощутили абсолютно все порты Ленобласти. По данным Росморречфлота, в Усть–Луге было обработано на 1,2% меньше товаров, чем в 2019 году, в Высоцке — на 4,2%. В минус на 19,2% ушёл перегрузочный комплекс в Приморске. Но самые ощутимые потери (–44,3%) понёс порт Выборг.
"Его грузооборот сокращался ещё до пандемии: в 2019–м было падение на 37%, — напоминает профессор СЗИУ РАНХиГС Ирина Бойко. — Выборг работает в основном (на 92%) на экспорт. Причём в экспорте преобладают уголь и минеральные удобрения. Сейчас в мире идёт активная борьба с парниковыми газами, и страны стараются сокращать потребление угля".
А вот Большой порт Санкт–Петербург сумел остаться в небольшом, но плюсе. "В 2020 году мы наблюдали снижение грузопотока цветных металлов, что обусловлено низкими ценами на алюминий в Европе из–за падения спроса, и его перераспределение в дальневосточном направлении, в основном в Китай. Экспорт же древесных гранул в Европу, напротив, не только не пострадал, но и значительно вырос, судовые партии этого груза укрупнились. Общий грузооборот нашей компании по итогам 2020 года вырос на 5%", — сообщил "ДП" управляющий директор АО "Морской порт Санкт–Петербург" Андрей Зубарев. Если же говорить о грузообороте в масштабах всего комплекса, за год он прибавил 1%.
Эффективность работы морских портов полностью зависит от состояния мировой экономики. Пандемия внесла существенные коррективы в структуру грузооборота. Серьёзное падение наблюдается по экспорту древесины. Из Усть–Луги в 2020 году было отправлено 377 тыс. т лесной продукции, тогда как в 2019–м — 593 тыс. т. Объёмы перевалки этой номенклатуры петербургскими терминалами сократились с 411 тыс. т до 251 тыс., вниз здесь также пошла отгрузка зерна (на 41%) и удобрений (на 8,1%). Аналогичная ситуация и в порту Выборг, но там снижение составило 17,1%.
Ожидаемо печальные результаты и по отгрузке нефти. В Усть–Луге она сократилась на 16,7%, в Приморске и вовсе на треть. Всё это результат сделки ОПЕК+. "Мы не добываем и не продаём, только транспортируем. И ничего не поделаешь: добыча уменьшилась. В направлении Европы транзит просел, а вот китайское направление — пока нет", — отмечает Игорь Дёмин, пресс–секретарь ПАО "Транснефть" (владеет 60% акций Новороссийского торгового порта, под контролем которого находится комплекс в Приморске).
Ставка только на сырьевой экспорт изначально проигрышная, уверены экономисты. Портовая отрасль остро нуждается в пересмотре стратегии.
Обратить внимание эксперты советуют на нереализованный потенциал внутренних грузоперевозок. Частично компенсировать потери помогло бы и освоение новых направлений перевалки. Эту тенденцию уже уловили в порту Выборг.
"Компания с 2019 года начала проводить перевооружение портовых мощностей, чтобы адаптироваться к сложившейся ситуации (недостаток крытых складских площадей приводит к тому, что часть грузопотоков порт принимать не может). Учитывая новые тенденции на рынке энергетики и постепенный отказ от использования угля целым рядом стран, в наших планах создание условий для обеспечения альтернативных грузопотоков", — рассказывает Ольга Ансберг, генеральный директор ООО "Порт Логистик" (единственный оператор порта Выборг).