Правительство утвердило дорожную карту трансформации делового климата в градостроительной деятельности. Её реализация должна ускорить сроки строительства и упростить согласование граддокументации.
Всего до середины следующего года власти должны реализовать 30 мероприятий по совершенствованию нормативной базы. Изменения коснутся проектирования и проведения экспертиз, процедур подготовки документации, присоединения объектов к инженерным сетям, а также жилищного строительства и госзакупок.
В частности, будет сокращён список объектов, вокруг которых можно устанавливать санитарно–защитные зоны. Должны упроститься процедуры по их сокращению и снятию. Это позволит ввести в оборот земельные участки рядом с промзонами. Кроме того, для ускорения строительства планируется облегчить подключение объектов к коммунальной и инженерной инфраструктуре. Также будет оптимизирована процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сокращены сроки их предоставления. При этом разрешается выделение земли без проведения торгов.
До конца этого года власти должны разработать и принять закон о введении цифровых паспортов для объектов капитального строительства, что позволит сократить непроизводственные затраты. Планируется усовершенствовать порядок предквалификационного отбора при проведении госзакупок, что позволит отсеять недобросовестных подрядчиков.
Наконец–то чётко установлены сроки для определения правового статуса апартаментов, в том числе ранее построенных. До сентября соответствующий законопроект должен быть внесён в правительство РФ, а до октября — попасть в Госдуму.
Как говорится в официальном сообщении на сайте правительства, реализация дорожной карты позволит сократить длительность инвестиционно–строительного цикла и устранить избыточные требования, тормозящие развитие отрасли.
Пессимистов больше
Участники рынка считают, что дорожная карта демонстрирует заинтересованность властей в развитии отрасли, а также позволяет заранее понять, какие изменения предполагаются для девелоперов, чиновников, инвесторов.
"В то же время реальный эффект будет достигаться как раз за счёт принятия и реализации на практике тех актов, которые содержатся в дорожной карте. При этом влиять изменения будут как каждое само по себе, так и в комплексе. Поэтому от комплексности принятия предполагаемых мер также во многом зависит получаемый для отрасли эффект", — полагает Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg.
"Заявленные меры снимут часть спорных вопросов, сделают правила более понятными и прозрачными, а это всегда идёт в плюс и компаниям, и государству. Безусловное достоинство, что в документе учтено и мнение девелоперов. Для нас важно, что дорожная карта предусматривает определение правового статуса апартаментов, что позволит исключить дальнейшие манипуляции. В целом план продуманный и системный, и если его удастся выполнить, то позитивный эффект будет", — считает Анна Прозорова, директор департамента недвижимости "Лахта Плаза".
Впрочем, большинство девелоперов отнеслись к документу со скепсисом. "Давайте оценивать изменения по факту. Опубликованный документ — это просто публичный план работы законодателей. Ни одна из представленных формулировок в графе “результат” не даёт возможность хоть сколько–нибудь точно спрогнозировать эффективность и влияние на отрасль этих мер. “Оптимизирован порядок”, “повышена прозрачность”, “усилены антидемпинговые меры”, “сокращены сроки” — под такие критерии можно подогнать любые формально соответствующие результаты", — уверен Юрий Колотвин, генеральный директор ПСК (входит в ГК "ПСК").
"Эти меры были бы весьма эффективны, если бы их наконец–то реализовали. Ведь попытки внедрить в жизнь принцип одного окна в строительном документообороте и определить юридический статус апартаментов предпринимались и раньше. Но воз, как говорится, и ныне там", — говорит Надежда Калашникова, директор по развитию "Л1".
А что с социалкой?
Одна из главных целей дорожной карты — сокращение сроков реализации девелоперских проектов. С учётом того, что и жилой сегмент рынка более активно перешёл на работу с проектным финансированием, сокращение сроков реализации проекта теперь имеет прямую выгоду для объектов не только коммерческой, но и жилой недвижимости. Но в дорожной карте нет ни слова про социальную инфраструктуру.
"Если документ выражает позицию правительства относительно первоочередных проблем, то это упущение. Если же документ составлялся по принципу собрать в него только то, на что власти реально в состоянии сейчас повлиять, то вопросов нет", — говорит Юрий Колотвин.
По мнению Елизаветы Конвей, директора департамента жилой недвижимости Colliers International, улучшить деловой климат в градостроительной деятельности мог бы пересмотр регламентирующей документации на городском уровне.
"Существующие нормы важны, и они позволяют нам сохранять архитектурный облик Санкт–Петербурга, но некоторые из документов порой пересекаются друг с другом. Поэтому ревизия и сокращение дублирующих документов (или их частей) могли бы в значительной мере упростить градостроительную деятельность и сделать её гораздо более понятной, прозрачной и привлекательной", — полагает она.