Отрасли гостеприимства в 2020 году в связи с пандемией и закрытием границ был нанесён значительный урон во всех странах. В то же время специалисты неоднократно отмечали, что в России ситуация развивалась не столь драматично. Более того, два сегмента рынка — классические гостиницы и апарт-отели — по-разному отреагировали на развитие ситуации. Кто смог встретить новый год с наилучшими показателями и почему, "ДП" рассказала Екатерина Лисовская, генеральный директор отельного оператора PLG.
По словам эксперта, в 2020 среднегодовая загрузка классических гостиниц составила 20%, апарт-отелей 40–60%. Главной причиной этого стала пандемия и связанные с ней ограничения. Весенний локдаун парализовал туриндустрию, оставив пустыми гостиницы и существенно сократив число новых гостей в сервисных апартаментах. Осенью вторая волна заставила находиться в напряжении всех представителей бизнеса, без возможности строить долгосрочные планы. И, наконец, ложку дёгтя в поддержание туристической отрасли Петербурга неизбежно добавили новогодние ограничения.
Екатерина Лисовская, генеральный директор отельного оператора PLG
По данным Российского союза туриндустрии, после объявления о закрытии театров, музеев и ресторанов на праздники, туры аннулировали 90% потенциальных путешественников. В первую очередь это ударило по классическим гостиницам. О массовых отменах броней, которые начались сразу после объявления о локдауне, говорят и сами отельеры. Сохранить ситуацию под контролем удалось только тем, кто смог быстро переориентироваться на новый тип гостей, например, местных жителей, которые охотно бронировали номера для встреч с друзьями. Об этом, а также о том, что пригородные отели в январские каникулы были загружены больше, "ДП" писал ранее.
Ещё большую гибкость продемонстрировал сегмент сервисных апартаментов. "Дело в том, что апарт-отели работают не только на краткосрочную аренду — ещё в первую волну пандемии они переключились на среднесрочный и долгосрочный формат. К тому же их номерной фонд не пустовал, в том числе, благодаря оставшимся в городе корпоративным клиентам и студентам вузов", — прокомментировала Екатерина Лисовская. То есть в пандемию апарт-отели вышли на большой рынок городской аренды, конкурируя за ту категорию арендаторов, которые устали от неурегулированных отношений с собственниками и отсутствия сервиса в процессе съёма жилья.
С осени и вплоть до новогодних праздников стала вновь набирать обороты краткосрочная аренда. Этому способствовало развитие регионального туризма. По оценкам разных туристических операторов и сервисов по продаже билетов, Петербург вошёл в ТОП-5 самых популярных российских городов для путешествий. И несмотря на введенные ограничения, все еще не теряет своей привлекательности: в городе много пешеходных маршрутов, парков, скверов, набережных, которые можно посещать в любое время года и независимо от ограничений.
И если раньше наибольшим спросом у постояльцев пользовались отели класса 3 звезды, то в последние месяцы, как показала статистика бронирований, чаще всего индивидуальные путешественники выбирали гостиницы 4 и 5 звезд, а также апартаменты. "Для этого есть объективные причины: цены 4-х и 5-ти звездочных отелей упали, а размещение в апарт-отелях позволило гостям планировать продолжительный срок пребывания, в том числе работать или учиться удалённо", — пояснила Екатерина Лисовская.
В целом 2020 год продемонстрировал устойчивость апартаментов к колебаниям туристического потока и их способность сохранять инвестиционную привлекательность для собственников номеров. Доходность, которую показали запущенные проекты — 6-8% — по-прежнему выше процентных ставок по депозитам. Да, горизонт планирования в отельном бизнесе снизился практически до одного дня (примерно с такой частотой публикуются новые ограничения и отменяются старые).
"Тем не менее, рынок апартаментов выжил, и загрузка стала показывать положительную динамику, — подчеркнула Екатерина Лисовская. — Поэтому мы не отходим от намеченных на 2021 год планов. В III квартале 2021 года мы запускаем первую очередь инвест-отеля Интуит на Витебском проспекте. Объект не будет пустовать, мы знаем, где брать клиентов, так как изначально наши программы подразумевали категории арендаторов на средний и долгий срок. Да, краткосрочная аренда тоже будет актуальна, но только для регионального туризма в высокий сезон, и не в том объёме, какой был в 2019-м году. Но главное, мы даем реалистичные прогнозы доходности нашим инвесторам: высоких показателей от 2021 года не ждём. Но сделаем так, чтобы каждый собственник не пожалел о своей инвестиции".