ВТБ, субподряды и ГЧП – главные сюжеты развития городской инфраструктуры в 2021 году.
В наступившем году в отсутствие достаточного финансирования Смольный не будет разбрасываться по мелочам и приступит к реализации сразу двух крупных дорожных объектов: первого этапа Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) и Южной широтной магистрали (ЮШМ). С помощью федерального бюджета.
Первый этап ШМСД — так называемая Витебская развязка, которая свяжет Западный скоростной диаметр (ЗСД) с Витебским проспектом. От неё магистраль пойдёт дальше через Неву до КАД и Мурманского шоссе. Но до этого (2–4–й этапы) ещё далеко, а для первого этапа уже всё готово.
Деньги Москвы
Старт проекту, по сути, был дан в конце прошлого года, когда Смольный, ВТБ и "Магистраль Северной столицы" (МСС, оператор ЗСД) подписали допсоглашение к концессионному договору по ЗСД. Первый этап ШМСД, таким образом, оказывается частью этой магистрали, поэтому действующие лица остаются прежними и никаких дополнительных конкурсов проводить не нужно.
Логика понятна: так быстрее и проще, однако странно, что при строительстве других развязок с ЗСД (например, с Шуваловским проспектом) никаких допсоглашений не заключалось. Непонятно, чем новая развязка отличается от других.
Концессионеру предстоит самостоятельно выбрать генподрядчика. Как ранее заявлял председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Андрей Левакин, в 2021 году в основном будет вестись подготовка территории: вынос коммуникаций, освобождение земельных участков и строительство первых опор эстакад.
Работы общей стоимостью 39 млрд рублей (12 млрд рублей из которых — подготовка территории) будут финансироваться примерно в равных долях федеральным бюджетом, бюджетом Петербурга и инвестором. Открыть движение по первому этапу планируется в 2024 году.
Также в текущем году Смольный рассчитывает объявить открытый конкурс на концессию по 2–4–му этапам ШМСД, на проведение которого уйдет 1,5–2 года. Запуск движения по всей магистрали на территории Петербурга запланирован на 2026–2028 годы.
Поучаствует федеральный бюджет ещё в одном новом проекте — 1–м этапе Южной широтной магистрали (ЮШМ), которая соединит Волхонское шоссе с Московским и Петрозаводским. Для объявления торгов КРТИ необходим утверждённый проект планировки территории линейного объекта (ППТ ЛО), его ведомство рассчитывает получить в феврале. Из общей сметы в 16,7 млрд рублей на 2021 год предусмотрен 1 млрд рублей от Москвы.
Всего же без учёта ШМСД из федерального бюджета Смольный получит 3,7 млрд рублей в текущем году. Деньги пойдут на основные дорожные проекты: развязку Московское — Дунайский, реконструкцию Петрозаводского шоссе (2–й этап), съезды к "Лахта Центру" и 1–й этап ЮШМ. Без денег из Москвы Петербург мог бы располагать только 8,9 млрд рублей в рамках дорожной части АИП.
ГЧП и субподряды
"Важной задачей является привлечение частных денег в строительство дорожных инфраструктурных объектов, то есть заключение концессионных соглашений. В 2021 году КРТИ планирует подготовить те объекты, по которым возможна такая работа, и определить дополнительные источники финансирования", — прокомментировал "ДП" Левакин.
Помимо привлечения частного капитала для поддержания на плаву участников рынка в условиях сокращения объёмов дорожного строительства ведомство "проводит работу с отраслью", чтобы генподрядчики брали коллег на субподряд. Существующая система финансирования позволяет субподрядчикам гарантированно получать оплату, если они выполняют работы.
"Потому 2021–й будет годом, когда на рынке станет меньше прямых контрактов от заказчиков, но в качестве поддержки мы сможем обеспечить работу подрядчиков на субподряде. Сейчас цикл объекта составляет порядка 3–4 лет (разработка предпроекта, ППТ, проектирование и только затем строительство), но мы рассматриваем возможность заключения новых контрактов, когда победитель конкурса будет сам делать проект и тут же его реализовывать. Такой формат работы также станет весомым подспорьем для рынка", — говорит Левакин, отмечая, что в новых реалиях подрядчикам предстоит научиться работать в условиях концессионных соглашений.
"Реализация дорожных проектов в рамках ГЧП по–прежнему остаётся в приоритете в отрасли. Одним из плюсов является их продолжительность, ведь концессионер обязан после строительства объекта обеспечить его содержание. Однако ГЧП–проекты требуют значимых затрат, как временных, так и финансовых. Мы стараемся развивать данное направление внутри компании", — прокомментировали "ДП" в ООО "СК “Орион плюс”".
Подземные споры
Новых транспортных проектов в наступившем году ожидать не приходится. Новых трамваев не запустят, как и новых станций метро, даже не приступят к их строительству. Зато ВТБ укрепится и под петербургской землёй, а не только на ней. Смольный готов отдать банку дело строительства подземки через компанию "Метрострой Северной столицы", учреждённую "ВТБ Девелопмент", в которой Петербург получает 65% акций. То самое большинство, которого Смольному так не хватало в "Метрострое".
Что будет с пока ещё единственным строителем метро Петербурга, который находится в процедуре банкротства, власти однозначно сказать не могут.
"Совместная работа города и группы ВТБ позволит сохранить квалифицированный персонал и производственную базу, продолжить строительство метро. Мы сделаем всё, чтобы новая компания была обеспечена трудовыми, производственными и финансовыми ресурсами", — заявлял в прошлом году губернатор Александр Беглов.
С финансами, правда, не очень густо: в 2021 году на строительство метро в бюджете предусмотрено 10 млрд рублей, в 2022–м — 15 млрд.
Вероятно, не стоит сбрасывать со счетов и структуры Геннадия Тимченко (№ 2 в РМ "ДП"), которые также планировали заняться петербургским метро: гендиректор "дочки" "Стройтрансгаза", АО "Метротрансстрой", Константин Ерошенко в конце прошлого года вошёл в уставный капитал ОАО "Метрострой", получив 13,63% акций от Ольги Александровой, супруги бывшего гендиректора компании Николая Александрова.
Вряд ли он сделал это для того, чтобы способствовать передаче активов "Метростроя" совместной компании Смольного и ВТБ.