Универсальность или драматичность? В 2021 году выбирать не придётся.
Гардероб из базовых вещей вызывает привыкание. Дизайнеры экономят на издержках, меняя крой на более приталенный. Осознанное потребление — уже не тренд, а необходимость. Похоже, 2020 год оказался для мира моды горькой таблеткой — лечащей, но совсем уж неприятной в процессе приёма внутрь. Ну а 2021–му, в свою очередь, придётся справляться с наследием предшественника — побочными эффектами.
Догнать и повлиять
О влиянии пандемии на прошедший год говорили так много, часто и напряжённо, что перестать думать о нём в контексте года грядущего было бы по крайней мере неестественно.
Конечно, утверждать, что условные балаклавы (чем не аналог маски) и водолазки с вшитыми перчатками в стилистике Balenciaga станут всенародно любимым трендом именно из–за пандемии, пожалуй, не приходится. Речь о воздействии не столько на эстетику, сколько на настроение и процессы в индустрии.
"Нарочито уличная одежда уходит в прошлое. Крой становится элегантнее: например, пальто в следующем сезоне будут более приталенными. Думаю, дело не только в эстетике — это оправданно ещё и с экономической точки зрения. Чем приталеннее вещь, тем меньше на неё тратится ткани. Соответственно, меньше и издержки", — делится гипотезой Кристина Урусова, создательница одноимённого бренда сумок и аксессуаров Christina Urusova.
В ушедшем году экономия в принципе стала трендом для дизайнеров и модных домов. Сократилось количество коллекций и число позиций в них, реже стали проходить показы. И в 2021–м тенденция эта если не укрепится, то по крайней мере не исчезнет: ощущения стабильности пока нет ни у дизайнеров, ни у их аудитории.
"О разумном потреблении многие говорили задолго до пандемии, но переходить к нему на деле были готовы далеко не все. Сейчас же этот вопрос вынужденно стоит куда более остро", — объясняет персональный стилист Мария Архангельская.
Экономить, не выходя за рамки тенденций, в следующем году смогут и производители, и сами покупатели. Взять, например, пролонгированный тренд на "гардероб на двоих" из унисекс–вещей. Если научиться делиться с партнёром, то потребление и, как следствие, траты на объёмные рубашки, пиджаки, футболки сокращаются. Для брендов базовой и повседневной одежды такая практика тоже может быть спасительной: one size опять же сокращает издержки.
Другой прицельно покупательский способ сэкономить — выбирать тренды не по принципу "что носить", а по логике "как это носить". Пример — рубашка: раньше мы заправляли её в брюки с завышенной талией, а в следующем году всё чаще будем оставлять её на свободе и комбинировать с жилетами, кроп–топами и укороченными свитерами, надетыми поверх.
"В 2021–й переместится практически всё, что было модным в прошлом году, ведь за время пандемии многие местные бренды уже выпустили коллекции, но не успели сбыть продукт. Трансформируется только подача и комбинация тех же самых трендов. Возможно, женские образы станут динамичнее и красноречивее и к мужественным плечистым жакетам добавятся полупрозрачные шифоновые юбки, а предметы нижнего белья — например, бюстье — станут аксессуаром повседневного образа", — предполагает Катерина Пахомова, художница, модельер и стилист.
Всему своя ветвь
В целом же не только модные, но и "настроенческие" тенденции в новом году разделятся на две ветви: базово–универсальную и драматично–театральную. К первой за время пандемии многие успели привыкнуть, а по второй — соскучиться.
"Сейчас столько трендов, что хватит на всех. Что бы вы ни предпочли, практически всё модно. Но людям свойственно искать ориентиры, поэтому глобально можно выделить два направления трендов: первое — удобство и минимализм, второе — яркость и акцентность", — говорит стилист Алиса Целовальникова.
Первая группа — про удобство — впитает в себя и тренды 2020 года, и нововведения 2021–го. Это и трикотажные летние комплекты, и полуспортивные костюмы (худи+брюки) даже в сочетании с классическими жакетами и пиджаками, и не сковывающие движения платья, и свободные брюки–палаццо.
Во вторую "ветвь" — про заметность — войдёт возвращающаяся мода на мини–юбки, а ещё — панамы, акцентные плечи, прозрачность и сложные кружева, пайетки и блёстки.
"Также речь о заниженной посадке у джинсов и брюк. Да, этот “камбэк” не стал фееричным в 2020 году, но весной и летом 2021–го моделей с заниженной талией наверняка в магазинах будет много. Важно помнить, что изделие должно быть широкого кроя — не скинни, как у Бритни Спирс в далёких 2000–х", — уточняет Алиса Целовальникова.
Ещё несколько трендов–акцентов перечисляет персональный стилист Ирина Джаггер. Загибаем пальцы: сначала — латекс, который был активно представлен на осенних показах. Затем — заметные воротнички, как из коллекции Rokh (ready–to–wear, весна–лето — 2021): подобные модели уже проникают на полки масс–маркета. Далее — перья, а за ними — бралетты и корсеты.
"Мода не статична, как и само общество, которое эту моду диктует: она всегда движется и чаще всего работает по принципу “из крайности в крайность”. На мой взгляд, глобальная тенденция на базовый гардероб, комфорт и вещи “вне времени” пока сохранится. Но пресыщение любым трендом неизбежно. Среди коллег–стилистов, дизайнеров и других творческих людей я замечаю перемены: тягу к экспериментам, активному творчеству, театральности", — делится наблюдениями Ирина Джаггер.
Ту самую "театральность" стилист–имиджмейкер Карина Нова советует искать в гипертрофированных элементах гардероба: например, в рукавах–фонариках, которые в 2021 году будут проникать в гардеробы всё быстрее.
"Трендом станет обновлённая стилистика 1980–х, но футуристичная, с примесью высоких технологий. В обуви же окончательно уйдут остроносые агрессивные модели и вернутся спокойные, закруглённые", — прогнозирует Артур Тринев, стилист Модного дома Яниса Чамалиди.
"Ветвистость" моды в будущем году проявится и в палитре. Так, по словам Марии Архангельской, нас ждут две диаметрально противоположные тенденции: с одной стороны — оттенки бежевого, с другой — колорблокинг.
"Мода чувствительна: всё началось с экологических проблем в мире и пришло к тому, что природные цвета стали вытеснять чёрный. Люди сами тянутся к чему–то более мягкому: бежевому, телесному, нюдовому. На этом же фоне развивается тренд на колорблокинг — сочетание разных оттенков по цветовым схемам: например, совмещение в образе зелёного и фуксии", — объясняет Мария Архангельская.
Причём мода на все оттенки розового сама по себе станет заметной тенденцией будущих сезонов. "Это так называемый тренд на “бабл гам”: розовая палитра будет бумом", — обещает Карина Нова.
Модный сценарий грядущего года вполне может включать в себя "сцены", где на одном мероприятии встретятся и любители полуспортивных костюмов с нюдовыми худи, и модники, усыпанные пайетками. И каждый из них будет выглядеть уместно.
Похоже, дресс–код в прошлом, зато тренд на свободу самовыражения даже не думает сбавлять обороты.