В петербургские бары начали возвращаться первые ночные посетители, но пока владельцы заведений не торопятся радоваться. Во-первых, ещё слишком рано подводить итоги по первой неделе полноценной работы. Во-вторых, из-за ранее наложенных ограничений бары понесли колоссальные убытки. Доходы, полученные в первые дни после отмены ограничений, пока не покрыли расходы.
В минувшую пятницу, 29 января, власти Петербурга сняли ограничения на ночную работу предприятий общественного питания. Ограничения были отменены на фоне снижения суточного прироста заболевших коронавирусом. Единственный сегмент, который всё ещё остается закрытым — фуд-корты в торговых центрах города. В перипетиях жизни общепита, попавшего в тяжелейшую ситуацию, разбирался "ДП".
"Денег больше не стало"
По данным эквайрингового бизнеса банка ВТБ, за первые три дня полноценной работы оборот баров, ночных клубов и дискотек Северной столицы вырос на 34%, а количество проведённых транзакций — на 32%. В Москве, где подобные ограничений были сняты ещё раньше, обороты баров выросли 40%, а количество транзакций увеличилась на треть.
"По нашим оценкам, оборот развлекательных заведений общепита, работающих в том числе по ночам, продолжит расти по мере стабилизации эпидемиологической обстановки в столицах и приближения к весне, которая традиционно вызывает рост интереса к данной индустрии", — добавили в ВТБ.
"По нашим оценкам, оборот развлекательных заведений общепита, работающих в том числе по ночам, продолжит расти по мере стабилизации эпидемиологической обстановки в столицах и приближения к весне, которая традиционно вызывает рост интереса к данной индустрии", — добавили в ВТБ.
Совладелец заведения "На вина!" Евгений Хитьков уверяет. что пока какие-либо выводы делать рано, ведь прошли только самые первые выходные. Как известно, основные посетители баров концентрируются в пятницу и в выходные дни.
"Наша аудитория — достаточно взрослые люди, у которых есть семьи и дети. Это не 19-летние ребята, которые могут сорваться гулять в любое время. В целом в минувшую субботу было очень много людей. До снятия ограничений многие из нашего бизнеса накопили большое количество убытков, это касается также и персонала, кому-то пришлось его разогнать или заменить. Кроме того, у самих посетителей денег-то больше не стало", — отметил он.
Одна из проблем, добавляет Хитьков, заключается в снижении доходов населения, что тоже отражается на работе общепита.
"Питер в целом город бедный, особенно по сравнению с Москвой. Там средний класс по доходам колоссально отличается от Петербурга. Поэтому нужно отметить, что не все ринулись сразу же тратить деньги в барах, то есть кто-то придёт выпить один бокал вина и потанцевать, большой кассы такой человек не сделает. Мы же не обязываем никого, например, сразу же покупать пять бокалов вина", — рассказал он.
Мёртвый февраль
"Наши посетители никуда и не уходили, просто они не могли оставаться у нас допоздна", — делится Владимир Николаев, совладелец баров "Цветочки", "Полторы комнаты" и "Такты". Он согласен с Хитьковым, что пока рано делать какие-либо выводы, ведь со дня снятия ограничений не прошло даже недели.
"В целом ожидания позитивные. Мы потеряли какое-то количество денег из-за запретов на работу. С гостями у нас и во время ограничений всё было хорошо, просто нам приходилось выгонять людей из абсолютно полных баров. Сейчас эти полные бары продолжают работать, как работали раньше", — добавил бизнесмен.
Александр Затуливетров, глава "СкайРест Групп", подчеркнул, что каких-то кардинальных изменений он не заметил. Его заведения работали до 12 часов ночи и дополнительный час работы принёс только 10% дополнительной выручки.
"У баров ситуация кардинально иная. С чем я их и поздравляю", — радуется Затуливетров. В ночное время большое количество посетителей в его заведениях наблюдается разве что в выходные дни. Кроме того, по его словам, среди рестораторов февраль считается традиционно "мёртвым месяцем", поэтому никто и не ожидает большого всплеска активности посетителей.
Верните фуд-корты
Проблема, которая действительно волнует владельцев общепита, — до сих пор закрытые фуд-корты. "Это самое удивительное и возмутительное. Странная сегрегация, к сожалению, приводит к тому, что молодежь — самая активная протестная прослойка общества, — осталась на улице. Я имею ввиду и посетителей фуд-кортов и работников. К чему это приводит — видно по прошедшим выходным. Хочется верить, что в этом шаге нет злого умысла", — возмущается Затуливетров.
Евгений Хитьков считает, что какой-то умысел правительства в этом всё же есть. "Такое ощущение, что кого-то из нашего правительства фуд-корты очень обидели — плохо что-то приготовили или плохо обслужили. Иначе я вообще не понимаю этой логики. Также создаётся впечатление, что власти исходят из принципа "нужно, чтобы хоть что-то было закрыто на всякий случай". И жертвами этого принципа стали фуд-корты и фуд-холлы. Может с точки зрения правительства они меньше налогов платят, хотя мне кажется, что даже больше", — высказался бизнесмен.
Проблемой фуд-кортов озадачены и в профессиональном сообществе. Так, в объединении "Рестоград" раскритиковали решение властей оставить ограничения для этой категории ресторанного бизнеса. "Если стратегия городских властей примерно ясна — отменять ограничения поэтапно, в соответствии со статистикой заболеваемости, — то выбор основных мишеней выглядит странным. Последовательность смягчения мер, на которой мы настаивали в переговорах с городом, максимально логична: сначала открыть всё, что было закрыто, а потом постепенно расширять возможности вновь открываемых точек. В чем заключается логика городских властей, разобраться крайне трудно", — написали они в Facebook.
В объединении добавили, что продолжают работать над тем, чтобы очередное смягчение мер произошло как можно быстрее и чтобы в него обязательно включили точки на фуд-кортах, которые в итоге оказываются самыми пострадавшими за время "второй волны".
.